«Сядь за руль моей машины»: воодушевляющее кино по рассказу Харуки Мураками
16:51 18 марта 2022
Фильм из конкурса Каннского кинофестиваля, названный критиками и зрителями одним из лучших в прошлом году.
«Сядь за руль моей машины», 2021 Кадр из фильма
Юсукэ – успешный режиссер, знаменитый своими постановками «Дяди Вани», в которых обычно сам и играет главную роль. Однажды, не попав на рейс до Владивостока, он возвращается домой и застает жену, сценаристку Ото, с молодым любовником. Не выдав себя, Юсукэ уходит. Спустя время девушка умирает, и он остается один. Проходит несколько лет – его зовут в Хиросиму, чтобы поставить там спектакль на театральном фестивале. Он принимает приглашение и узнает по приезду, что к нему приставили молодую девушку, которая будет возить его по городу. Для мужчины это странно – он привык водить сам, повторяя по дороге слова из пьесы по кассете, записанной Ото. Но делать нечего: таково требование организаторов. Постепенно между ним и молчаливой Мисаки возникают дружеские отношения.
«Сядь за руль моей машины», 2021 Кадр из фильма
Режиссер Drive My Car (идиома, также означающая призыв заняться сексом) Рюсукэ Хамагути снимает уже давно, с 2008 года, но только в последние годы стал известен, зато уже как настоящий мастер в современном японском кино. Сперва его картина «Счастливый час» (иронично длящаяся более пяти часов) попала в конкурс Локарно, затем «Асако 1 и 2» оказалась в конкурсе Канн, но осталась без наград. В прошлом году он получил свое сполна: помимо «Сядь за руль моей машины», собравшего три приза в Каннах, комедийный альманах «Случайность и догадка» удостоился Гран-при на Берлинском кинофестивале. Ну а участие Хамагути в нынешнем «Оскаре» сразу в четырех номинациях (лучший фильм/на иностранном языке, сценарий и режиссер) и вовсе говорит о том, что перед нами новая классика кино.
«Сядь за руль моей машины», 2021 Кадр из фильма
«Сядь за руль моей машины» действительно мастерский фильм, но ни одну из этих наград почти наверняка не получит: для академиков в этой японской драме должно быть слишком много медитативности, наблюдательности – и слишком мало, скажем так, идейного контента. Тут есть тема инклюзивности – в постановке «Дяди Вани», произведения из страны, не слишком дружащей с Японией, принимают участие актеры, говорящие на разных языках (есть даже немая актриса). Как некое доказательство, что искусство не знает диалектов, условностей и границ вообще. Поэтому и сам фильм идет, подобно спектаклю, почти три часа, вообще никуда не торопясь – Хамагути разворачивает свое кино, как свиток, проговаривая важные для него вещи как будто бы между делом.
«Сядь за руль моей машины», 2021 Кадр из фильма
И все-таки это кино очень японское, восточное, не подходящее на роль большого заявления, объединяющего всех людей – хотя что может быть более объединяющим, особенно в такое время, чем кино о примирении и любви к ближнему своему? А именно об этом «Сядь за руль моей машины» и говорит. Его тихие и значительные, маленькие внешне, но очень большие внутри себя люди, наполненные жизнью и смертью, радостью и горечью – самое большое достоинство фильма. Гуманистического потенциала в нем хватит на половину конкурса все тех же Канн – при этом он говорит об очень простых вещах. Но важных, вечных, необходимых – чтобы люди не забывали: человеческая жизнь превыше всего, кто бы что там ни говорил.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)