okocentr.ru/ru/Clinic/fyodorov
Глазной микрохирург Святослав Фёдоров не раз оказывался на волосок от смерти – он дважды попадал в автокатастрофы. Однако смерть ждала знаменитого офтальмолога не на земле, а в воздухе. 2 июня 2000 года он погиб при крушении вертолёта «Еврокоптер Газель» в Москве. Многие обстоятельства этой трагедии так и остались загадкой.
Последний полёт
Святослав Фёдоров много времени отдавал руководству межотраслевым научно-техническим комплексом «Микрохирургия глаза», основанному им в 1986 году. 1 июня 2000 года он находился в Тамбове, где местный филиал клиники праздновал 10-летний юбилей. Обратно в Москву Фёдоров вылетел в компании коллеги по МНТК Алексея Спиридонова и двух лётчиков – Анвера Хусаинова и Анатолия Лобова. Они летели на корпоративном транспортном вертолёте французского производства —Aérospatiale Gazelle .
В 8 часов вечера, когда воздушное судно пролетало над московским парком Братцево, у вертолёта внезапно отказало управление, и его стало бросать в стороны. Чтобы не рухнуть на жилые дома, пилот отвёл винтокрылую машину в сторону пустыря близ Светлогорского проезда. Вертолёт шёл на посадку, и казалось, что всё закончится хорошо. Однако «Еврокоптер» ударился о землю и несколько раз перекувыркнулся по инерции, сломав лопастями дерево. Все четверо пассажиров погибли. Двое из них вывалились из кабины при ударе, еще двоих нашли внутри салона. Святослав Фёдоров был опознан лишь по протезу ноги и седым волосам.
Выводы МАК
После осмотра места происшествия специалисты сразу выдвинули версию о том, что вертолёт был технически неисправен. Проблемы возникли ещё за день до катастрофы, когда из-за неверных показаний датчика топлива летальный аппарат был вынужден экстренно сесть в аэропорту Тамбова.
Последующее расследование МАК установило, что у вертолёта отказал автомат перекоса на креплении винта, и опустившаяся лопасть опрокинула корпус. Кроме того, она ударила по кабине, разбив её вдребезги. В окончательных выводах комиссии, опубликованных в 2001 году, говорится, что в масляную полость шарнира лопасти попала влага, которая вызвала коррозию металла, что и привело к трагедии.
Вопросы без ответов
Как следует из документа МАК, авиакатастрофы можно было бы избежать, если бы у владельцев вертолёта имелась инструкция по его эксплуатации и если бы он вовремя проходил техобслуживание. По какой причине летательный аппарат обслуживался с явными нарушениями, неизвестно. Как и то, почему Святослав Фёдоров вообще купил его у своих лондонских партнёров – консультант фирмы-производителя Оливия Афанасьефф предупреждала его о том, что машина ненадёжна.
Также доподлинно не установлено, кто управлял вертолётом – по одной из версий, за штурвалом мог быть сам Федоров, который находился в кресле второго пилота. При этом лётный стаж офтальмолога был небольшим – всего 30 часов.
Виноваты ли «интриги»?
МНТК «Микрохирургия глаза» при Фёдорове была успешным бизнесом. Незадолго до смерти руководитель стал жаловаться, что клинику у него хотят отобрать люди, которые «плетут интриги». Фёдоров назначил встречу журналистам, собираясь подробнее рассказать о сложившейся ситуации. Однако не успел этого сделать.
Это породило версию о том, что авиакатастрофа могла быть подстроена – об этом говорили родственники и друзья микрохирурга. В частности, вдова Святослава Фёдорова Ирэн заявляла СМИ, что за происшествием стоят лица, стремившиеся прибрать к рукам финансовые активы МНТК.
«Поначалу, после того страшного дня, я верила в то, что вертолет разбился из-за технической неполадки. Потом-то поняла, что это было убийство, там же была пластиковая бомба, это не доказано, потому что никто официально не хочет этим заниматься», — говорила она журналистам «Новой газеты».
В интервью Ирэн Федорова также вспомнила о некоей неизвестной женщине, которая подарила её мужу торт перед отлётом из Тамбова. По её словам, никто из собравшихся на летной площадке прежде эту женщину не видел. Кем была незнакомка, и действительно ли на борту прогремел взрыв – по-видимому, так и останется тайной.
Тимур Сагдиев
Комментарии (0)