В прокат вышла мелодрама Юлии Трофимовой с Марком Эйдельштейном и Марией Мацель в главных ролях, тепло принятая жюри Берлинского кинофестиваля.
«Страна Саша» (2022) Кадр из фильмаЛето, небольшой город на юге России. Экзамены сданы, выпускные платья и костюмы повешены в гардероб. Саша, 17-летний парень, был бы рад беспечно окунуться в объятия летнего города, да и скейтборд так и манит за собой на улицу. Настроение портит лишь неопределенность – Саша не имеет ни малейшего представления о том, в какой вуз будет поступать.
Ко всему прочему объявляется отец – несостоявшаяся рок-звезда, которого молодой человек и не знал вовсе. А случайное знакомство с девушкой Женей у кабинета психотерапевта окончательно выбивает Сашу из колеи. Подростковые проблемы одна за другой превращают долгожданные каникулы в череду задач, решение которых определит будущее главного героя.
«Страна Саша» (2022) Кадр из фильмаФильм «Страна Саша» основан на одноименной повести Галы Юзрютовой, представляющей собой личный дневник юноши. Произведение – чувственное young adult, отчасти перекликающееся с Сэлинджером, но более оптимистичное. За его экранизацию взялась Юлия Трофимова («Инсталайф», «Комментатор»), заручившись поддержкой сценаристок Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой (сериал «Почка»). Пару влюбленных воплощают на экране Марк Эйдельштейн («Смычок»), которого также называют «российским Тимоти Шаламе», и Мария Мацель («Перевал Дятлова»). Оба юны, но уже со статусными ролями за спиной, а компанию им составляет Евгения Громова («Верность») в роли Софии – мамы главного героя.
В таком составе фильм прокатился по фестивалям, посетив в том числе Берлинале, и не оставил публику равнодушной. По словам Трофимовой, и зарубежный, и отечественный зритель встретил фильм с особым теплом, поскольку российское кино нечасто радует подобным мелодраматичным инди.
Значительная доля правды в этом есть. Российские фильмы о тинейджерах последних десятилетий зачастую обретают черты остросоциальных картин. Семь лет назад в том же Берлине режиссер Андрей Зайцев представил свой «14+», не упомянуть который просто невозможно. Это та же конкурсная секция Generation 14 plus, однако «Страна Саша» говорит о юношестве в совершенно иной плоскости.
«Страна Саша» (2022) Кадр из фильмаЮлия Трофимова стремится размышлять хоть и не о злободневной, но о не менее важной теме – об этапе становления личности и периоде самоопределения. О поворотном моменте юношества, когда открыты все двери. Умерший институт профориентации не дает должного понимания, в какую из этих дверей постучаться, и кажется, что лучший вариант – оставаться на месте.
Авторы картины задались целью всеми возможными способами достичь легкого летнего настроения своего первоисточника. Вопреки книге, где местом действия является Санкт-Петербург, локация перенесена на юг России. На фоне солнечных приморских пейзажей жизнь неспешно идет своим чередом, дневные хлопоты перетекают в вечерний променад по набережным, и ничто не в силах нарушить всеобъемлющий штиль.
Сентиментальный тон фильма бросается в глаза от первого кадра и до последнего. Дистанция между Сашей и его мамой сокращена до минимума, равно как и их разница в возрасте, которая размывается вплоть до того, что сын рядом с матерью смотрится практически ровесником. Истерии и надрывному конфликту здесь попросту нет места, семейные вопросы разрешаются путем взаимных подколов. Ненормативная лексика табуирована, а радикализация быта молодежи отсутствует как таковая. Даже граффити здесь – это в первую очередь про искусство, а не про протест.
«Страна Саша» (2022) Кадр из фильма«Страна Саша» может показаться инфантильным и наивным кино о проблемах далеко не первостепенных, но отрицать их наличие невозможно. И говорить о том, что история и поставленные режиссеркой вопросы неправдоподобны и поверхностны, равносильно их обесцениванию.
За фасадом сентиментальностей и неловкими диалогами героев действительно есть риск потерять ощущение достоверности происходящего. Но прелесть в том, что Юлия Трофимова и не пытается откровенничать с публикой. В ее фильме нет ни морализаторства, ни стремления объяснить молодому поколению смысл человеческого бытия, потому что ее картина – это трогательный кинематографический акт солидарности и взаимопонимания с молодежью.
Комментарии (0)