Эта история началась в 1886 году. Профессор Джордж Линкольн Гудейл, первый директор Гарвардского ботанического музея, был в затруднении. Музею нужны были образцы растений, в первую очередь для наглядной демонстрации студентам. Однако высушенные растения теряли форму и абсолютно не были похожи на оригиналы. Заспиртованные — теряли цвет. Восковые модели тоже были недостаточно совершенны...
И тут на глаза профессору попались стеклянные фигурки морских беспозвоночных животных. Медузы с осьминогами так потрясли профессора, что он немедленно отправился в Германию. Там в Дрездене была мастерская известных художников по стеклу, отца и сына, Леопольда и Рудольфа Блашка. Взгляните сами, какие удивительные произведения создавались в этой мастерской!
Чех Леопольд Блашка происходил из семьи потомственных стеклодувов, работавших в венецианских и богемских стекольных мастерских. «Мой дедушка был самым известным стеклодувом в Чехии», — говорил он.
Опираясь на унаследованное ремесло и учёбу в молодости ювелирному искусству, Леопольд Блашка занялся производством украшений и стеклянных глаз для протезирования и таксидермии.
Во время самостоятельного ведения бизнеса Леопольд Блашка разработал технологию, позволяющую делать из стекла мельчайшие детали. Он называл её «прядение стекла». Дела шли неплохо, но в 1850 году от холеры умерли жена и сын, а некоторое время спустя — и отец Леопольда. В своём горе он искал утешения у природы, бродя по окрестностям и делая зарисовки луговых растений.
Через пару лет Леопольд Блашка отправился в путешествие в Америку. Во время плавания стеклодув наблюдал феерию морских беспозвоночных — медуз, чьи прозрачные тела были так похожи на любимое Блашкой стекло.
В свободное от основной работы время Леопольд начал делать поделки из цветного стекла — модели виденных и зарисованных им морских существ. Благодаря наблюдательности и вниманию к деталям, стеклянные медузы были точными копиями живых прототипов.
Работы, сделанные ради удовольствия, были замечены: профессор Дрезденского университета Людвиг Райхенбах убедил Леопольда сделать для музея естествознания в Дрездене коллекцию морских анемонов. Он же настоял на том, чтобы Блашка отказался от своего бизнеса по производству галантерейных товаров и изделий для фармацевтов и медиков в пользу изготовления натуралистичных стеклянных моделей для аквариумистов, коллекционеров и музеев.
Профессор Райхенбах оказался прав: новый бизнес Леопольда ждал успех. Уникальные стеклянные модели растений, насекомых и морских животных пользовались успехом у музейщиков всего мира из-за своей искусности и научной точности. Стеклодув переехал в Дрезден, к делу подключился сын мастера от второго брака, Рудольф, еще более талантливый, чем отец...
Когда к ним обратился Джордж Гудейл, художники вначале отказались от предложения из-за чрезмерной загруженности работой. Но профессору удалось их уговорить. Леопольд и Рудольф Блашка начали делать растения для Гарвардского музея.
Работа длилась с 1887 до 1936 года. Было создано 847 моделей в натуральную величину, представляющих 780 видов растений, а также более 3000 моделей отдельных частей растений.
Стеклянные цветы Леопольда и Рудольфа Блашка являются уникальными произведениями искусства. До сегодняшнего дня никто не смог сделать ничего подобного. Они выполнены с идеальной анатомической точностью. Их форма и цвета совершенны.
В настоящее время всемирно известная коллекция стеклянных цветов хранится в Гарвардском музее естественной истории, в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс.
Комментарии (0)