Немалую роль в победе над фашистами в Великой Отечественной войне, как известно, сыграл пресловутый «генерал Винтер», т.е. русская зима. Красная Армия была лучше экипирована зимней одеждой, чем Вермахт. Однако не все знают, что у русских была также уникальная техника для ведения войны в зимних условиях – самоходные боевые аэросани НКЛ-26. Звук пропеллера, который приводил их в движение, вызывал панику у «фрицев».
Разработка
Первые самоходные сани с винтом появились в России ещё до революции. Их изобрёл инженер Сергей Неждановский. На аэросанях в те годы, например, любил кататься великий князь Кирилл Владимирович, кузен Николая II. Во время Первой мировой войны «снежные автомобили» применялись в разведывательных целях. Однако на вооружении императорской армии их было немного – всего около 30 единиц.
В СССР до 1939 года было испытано около 20 конструкций аэросаней, предназначавшихся в т.ч. для ведения боевых действий. Первой серийной машиной московского Глиссерного завода стала модель оСГА-1. Конструкции продолжали совершенствоваться, и в итоге в годы ВОВ наибольшее распространение получили аэросани НКЛ-26. Их начали проектировать летом 1941 года по заказу Государственного комитета обороны. Перед инженерами была поставлена задача создать машину, способную быстро передвигаться по снежной целине, но при этом недорогую и простую в изготовлении.
Название НКЛ представляет собой сокращение от Народного комиссариата лесной промышленности, которому подчинялись заводы-производители. У НКЛ-26 было четыре лыжи, на которые устанавливался деревянный корпус, защищенный бронещитами. Самоходная машина приводилась в движение расположенным сзади пятицилиндровым авиамотором М-11 от учебного самолёта У-2. Огонь велся на ходу командиром экипажа с помощью пулёмёта ДТ калибра 7,62 мм, закреплённого на турели. Водитель-механик в это время управлял санями.
Роль аэросаней
Обучение личного состава аэросанных батальонов и рот координировалось спецуправлением в составе бронетанковых войск Красной Армии. Также имелись особые бронесанные подразделения НКВД.
Боевое крещение аэросаней НКЛ-26 состоялось в полях Подмосковья в январе 1942 года. Около десятка бронесанных подразделений оказалось в распоряжении 16-й армии Константина Рокоссовского, сражавшейся в районе Козельска-Мещенска. В своей книге «Солдатский долг» военачальник называл аэросани «очень крепкой помощью и не только для живой связи». Сам он нередко пользовался НКЛ-26 для быстрого перемещения вдоль линии фронта по бездорожью.
Немецкие пленные рассказывали красноармейцам, что атакующие аэросани их просто поразили. Поначалу бойцы Вермахта принимали мчащиеся по глубокому снегу машины за фантастически быстрые русские танки. Как писал Рокоссовский, одна из атак аэросанной роты, поливавшей противника огнём из 14 пулемётов, буквально рассеяла немцев. Чтобы спастись от пули, фашисты вбегали в леса и кустарники, где самоходные не могли проехать.
Помимо заснеженных полей НКЛ-26 использовались на льду рек и озёр. При необходимости они могли везти на буксире до двух десятков лыжников. Благодаря быстроте и маневренности самоходные машины редко попадали под ответный огонь – случаев их уничтожения почти небыло.
Кроме битвы за Москву аэросани успешно применялись на других направлениях, например, в Карелии и в окрестностях Пскова. Аэросанные батальоны участвовали в сотнях десантных, разведывательных и боевых операций. Например, устрашающий рев винтов НКЛ-26 сыграл большую роль при штурме Новгорода 20 января 1944 года. Одной из важнейших задач аэросаней также было патрулирование и охрана Дороги жизни, по которой осуществлялась связь с блокадным Ленинградом.
Стоит отметить, что у гитлеровцев тоже были аэросани (их название в немецком было заимствовано из русского языка – Aerosani). Однако Вермахт пользовался ими в меньшем масштабе, преимущественно на озерах Карелии. Немецкие машины с пропеллерами уступали по своим техническим характеристикам советским и поэтому обычно избегали прямых столкновений с ними.
Тимур Сагдиев
Комментарии (0)