Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Снегоуборочные машины из СССР

По целому часу можно было наблюдать, как грохочущее чудо захватывает снег своими лапами, как снег поднимается вверх по транспортерной ленте, как потом ссыпается в кузов самосвалов, сменяющих друг друга через каждые несколько минут.
Как их только не называли: «Золотые ручки, „Тещины ручки“, „Лапохап“, „Хап Хапыч“, „Давай-давай“, „Прапорщик, в 90-х — “Олигарх».

 

С-3 на базе ЗИС-5 Иллюстрация из каталога машин, механизмов и сооружений по санитарной очистке городов; Минкомхоз РСФСР, 1951 г.
Снегопогрузчики в СССР начали делать еще в 1930-е годы, однако привычными «тёщиными ручками» они еще не являлись: снег в них захватывался и подавался на транспортерную ленту посредством фрез.
Первым советским снегопогрузчиком именно лапового типа стал, видимо, послевоенный С-3.
Эту машину разработали в 1947 году в Конструкторском бюро Управления благоустройства Мосгорисполкома (далее – КБ УБМ) и начали выпускать силами Экспериментально-механического завода того же УБМ.

 

С-3 на базе ЗИС-5 в работе
Видно, что от базового шасси сохранены даже крылья (иллюстрация из Большой советской энциклопедии).
Базой для С-3 послужило шасси ЗИС-5, только переделанное таким образом, что ездило теперь задом наперед.
Соответственно, ведущий мост с двухскатными колесами становился передним, а управляемые колеса вместе с двигателем оказывались сзади.
Кабина водителя (бескапотная и металлическая!) располагалась над передним правым колесом, то есть С-3 был не просто переднеприводной машиной, но еще и праворульной!
Но, на самом деле, ничего удивительного, ведь водителю так было удобнее следить за тем, чтоб не наскочить на бордюр. Привод рабочего оборудования – лап питателя и транспортерной ленты – осуществлялся при помощи карданной передачи от коробки отбора мощности на коробке передач. От нее же приводился и масляный насос гидросистемы, с помощью которой регулировалось положение лопаты с лапами и стрелы транспортера.
Поскольку при работе снегопогрузчик должен двигаться очень медленно, после коробки передач в его трансмиссию добавлялся 2-ступенчатый демультипликатор.
Максимальная транспортная скорость с ним снижалась до 20 км/ч.
А при включении низшей ступени с передаточным числом 10,2 скорость и вовсе снижалась до черепашьей: от 0,48 км/ч при холостых оборотах на I-й передаче до 3,14 км/ч при максимальных оборотах на IV-й передаче.
А еще у снегопогрузчика было целых два сцепления. Но к преселективным коробкам передач типа DSG это решение, конечно, отношения не имеет.
Второе сцепление (в картере демультипликатора) нужно было для остановки погрузчика при включенном приводе лап и транспортерной ленты, чтобы тот успел «переварить» большие снежные завалы.
Конечно, наличие узлов для захвата и перемещения снега, дополнительных агрегатов и карданов не могло не сказаться на весе погрузчика, который увеличился до 7 т: практически столько же весил базовый ЗИС-5 с полной нагрузкой!

 


Снегопогрузчик 2С-3 на базе ЗИС-150 Иллюстрация из каталога машин, механизмов и сооружений по санитарной очистке городов; Минкомхоз СФСР, 1951 г.
В 1949 году по тому же самому принципу в КБ УБМ спроектировали модернизированный снегопогрузчик 2С-3. Базовое шасси у него поменялось на ЗИС-150, а кабина и оперение стали более элегантными.
Это не пустой звук: дизайну всех коммунальных машин, которым предстояло работать в крупных советских городах, уделяли серьезное внимание!
Компоновка модели 2С-3, соответственно, осталась прежней – заднемоторной, с передними ведущими и задними управляемыми колесами. Диапазон рабочих скоростей машины варьировался от 0,4 до 2,53 км/ч, транспортная же скорость осталась прежней – 20 км/ч. Но вес снегопогрузчика увеличился еще сильнее: до 7800 кг!

 


Т-105 на базе ЗИС-150 Фото из архива Белорусского автозавода
Более легкий вариант снегопогрузчика на основе грузовика ЗИС-150 в том же самом 1949 году изготовили на Московском заводе Минстройдормаша СССР: он получил обозначение Т-105.
За счет укорачивания колесной базы на 40 см и большего внимания к весовой культуре собственную массу машины удалось снизить до 7150 кг. Попутно значительно улучшилась маневренность.
Согласно технической характеристике, транспортная скорость Т-105 составляла 25 км/ч, а рабочие скорости варьировались от 0,6 до 3,5 км/ч.
В 1951 году изготовление Т-105 передали в Беларусь, на Жодинский завод дорожных и мелиоративных машин (будущий БелАЗ), где снегопогрузчики делали вплоть до начала изготовления карьерных самосвалов в 1958-м.

 


ПНД-2,5 на тракторе ДТ-54 (фото из архива М.Шелепенкова)
Интересно, что лаповые снегопогрузчики в СССР существовали не только на пневмоколесном, но и на гусеничном ходу. Пример такой конструкции, смонтированной на основе трактора ДТ-54, показан на фото выше. Судя по виднеющейся на стреле табличке, называется эта штука как-то типа ПНД-2,5. Но где конкретно она выпускалась (и выпускалась ли вообще серийно) – не знаю.
* ПНД — погрузчик непрерывного действия.

 


С-4 на агрегатах ГАЗ-51 Фото из архива А. Дюпуи.
В своем роде революционной среди советских лаповых снегопогрузчиков стала модель С-4, разработанная в КБ УБМ в 1954 году. Она получила собственное шасси с оригинальной рамой и нормальное, классическое расположение мостов: управляемый – впереди, ведущий – сзади.
Благодаря этому езда на снегопогрузчике на транспортных скоростях стала проще и уже мало чем отличалась от езды на обычных автомобилях. Унификация с серийными грузовиками сохранилась только по узлам и агрегатам. Ради дальнейшего облегчения конструкции донором теперь послужил не ЗИС-150, а ГАЗ-51: от него снегопогрузчик позаимствовал двигатель, сцепление, коробку передач, оба моста, рулевое управление, центральный тормоз и радиатор.
Интересно, что задний ведущий мост упругой подвески колес не имел вовсе, а передняя ось подвешивалась на рессорах от «газика», усиленных четырьмя дополнительными листами. При этом колесная база машины была предельно сокращена: до 2500 мм против 3300 мм у ГАЗ-51.
Благодаря всему этому С-4 на фоне предшественников получился очень легким (4850 кг) и чрезвычайно маневренным.
Двигатель у С-4 по-прежнему располагался в задней части рамы, маховиком вперед. Следом за ним стояла стандартная коробка передач с коробкой отбора мощности.
От коробки передач крутящий момент передавался при помощи цепной муфты на демультипликатор (с передаточными числами 2,7 и 16,9), а от него уже в обратную сторону шел карданный вал к заднему мосту. Диапазон рабочих скоростей для С-4 составлял 0,36-2,35 км/ч, а максимальная транспортная скорость по-прежнему равнялась 25 км/ч.

 


Снегопогрузчик С-4, вид сзади
Первое время изготовлением погрузчиков С-4 занимался Экспериментально-механический завод УБМ в Москве.
Затем, с 1957 года, производство передали на Свердловский завод коммунального машиностроения, где оно продолжалось до 1968 года.


А позже, вплоть до 1973-го, тот же завод строил модернизированные снегопогрузчики С-4М.
В итоге эти машины стали к 1970-м годам самыми массовыми в СССР.

 

 


Полноприводный снегопогрузчик Д-460
Интересную альтернативу снегопогрузчику С-4 в 1958 году смог предложить Минский завод дорожных машин «Ударник» (нынешний «Амкодор»).
На базе собственного специального полноприводного шасси Д-452 с дизелем Д-48М (40 л.с.) там разработали лаповый снегопогрузчик Д-460.
Его главная особенность заключалась в разном диаметре передних и задних колес, который компенсировался разными передаточными числами главных передач. Так, спереди у Д-452 стоял неуправляемый мост от ЗИЛ-164 с парой 7,63 и односкатными колесами, использующими обод от МАЗ-200 под шину 12,00-20.
Сзади же стоял управляемый мост от ЗИС-151 с парой 6,67 и стандартными колесами.

 


Снегопогрузчик Д-566 в паре с самосвалом ЗИЛ-ММЗ-585Л
В 1965 году минский лаповый снегопогрузчик претерпел глубокую модернизацию и стал называться Д-566. Он получил совершенно новую, более просторную кабину угловатой формы с перенесенными под крышу фарами, внутри которой имелся независимый отопитель.
К разработке этой кабины привлекали художников-конструкторов ВНИИстройдормаша.
В движение машину теперь приводил 50-сильный дизель Д-50Л. В трансмиссии осталось 6 передних передач и 3 задних, зато появился ходоуменьшитель с приводом от гидромотора.
Рабочую скорость при движении вперед теперь можно было установить любую в диапазоне 0…2,5 км/ч. Транспортная же скорость машины выросла до 27,3 км/ч вперед и, как ни странно, целых 34,8 км/ч назад. Колеса переднего моста стали бездисковыми, как у грузовиков МАЗ-500.
А вот вес снегопогрузчика снизился до 6000 кг.

 


Д-566 на уборке снега в Минске с самосвалом ЗИЛ-ММЗ-555
После модернизации 1979 года минский снегопогрузчик получил обозначение Д-566А. Справочника с толковым описанием по нему найти не могу. Но исходя из характеристик (рабочие скорости 0,056…0,97 км/ч, транспортные – до 8,4 км/ч вперед и 11,1 км/ч назад) можно предположить, что трансмиссия у этой машины стала полностью гидростатической. Вес, кстати, увеличился до 6600 кг.
Также в одном из альбомов по спецавтотехнике встретилось указание, что к производству Д-566А подключился Свердловский завод коммунального машиностроения, что, правда, выглядит странным.

 

КО-203

 


КО-203 на выставке. Слева от него в кадре виднеется фрезерный снегоочиститель УП-66, выпускавшийся тем же самым Свердловским заводом коммунального машиностроения на шасси ГАЗ-66 (фото из архива В/О «Автоэкспорт»).
Между тем, взамен старой модели С-4М в Свердловске начали строить новые снегопогрузчики марки КО-203. Их заднеприводное шасси осталось принципиально тем же.
А вот кабина полностью обновилась, став просторнее и приобретя такую же угловатую форму, как у Д-566.
Все агрегаты, включая 75-сильный карбюраторный двигатель, теперь заимствовались у грузовиков ГАЗ-52. Рабочая скорость машины варьировалась от 0,36 до 2,44 км/ч, транспортная составляла 25 км/ч.
Вес снизился до 4800 кг.Источник: avatars.mds.yandex.netИнтерьер кабины КО-203
Фото из архива В/О «Автоэкспорт».
Ох, и неудобно же, судя по всему, было рулить этим снегопогрузчиком водителям маленького роста! На фото хорошо видно, как неестественно приходится держать на руки на слишком высоко поднятой «баранке»…

 


КО-203 в Москве, 1999 год
В силу простоты и высокой ремонтопригодности погрузчики серии КО-203 продержались в эксплуатации очень долго: многие экземпляры вполне сносно дожили до нового века.

 


Живой пример: КО-203, заснятый зимой 1999 года возле кинотеатра «Метеор» в Москве

 


На переднем плане – КО-206, на заднем – его клон КО-206АН, выпускавшийся в 1990-е и 2000-е годы на заводе УАМЗ / АМУР в Новоуральске
Следующим витком модернизации свердловских снегопогрузчиков стал переход на полноприводное шасси (с установкой раздаточной коробки и переделанного переднего моста типа ЗИЛ-157) и перенос кабины с правой стороны на левую.
Перестановка поста управления потребовалась из-за того, что в большинстве случаев снегопогрузчик при очистке улиц все равно двигался навстречу общему потоку, ибо так было безопаснее (меньше маневров приходилось совершать встающим под погрузку самосвалам).
В таком виде машина получила обозначение КО-206 и, пережив несколько текущих модернизаций и смен места производства, до сих пор остается на рынке!
Но нынешние «двести шестые» – это уже, как говорится, совсем другая история…

http://back-in-ussr.com/2019/09/snegouborochnye-mashiny-iz-s...


Источник: Снегоуборочные машины из СССР
Автор:
Теги: машина ссср 1930 1970 2019

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как почистить лоток из стиральной машины
Как почистить лоток из стиральной машины
5
Человек познаёт мир 22:55 11 окт 2022
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
6
Человек познаёт мир 15:01 20 ноя 2023
Шторки,монеты и оплетка руля : как тюнинговали машины в СССР
Шторки,монеты и оплетка руля : как тюнинговали машины в СССР
0
Жизнь прекрасна 21:30 07 мар 2017
Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался
Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался
9
Человек познаёт мир 20:30 25 авг 2023
10 зарубежных фильмов, за билетами на которые в СССР выстраивались в очередь
10 зарубежных фильмов, за билетами на которые в СССР выстраивались в очередь
2
Человек познаёт мир 03:30 17 мар 2024
Обычная бытовая техника, которая сегодня кажется ненужной, а в СССР считалась роскошью
Обычная бытовая техника, которая сегодня кажется ненужной, а в СССР считалась роскошью
2
Человек познаёт мир 18:30 17 авг 2023
12 ненужных привычек родом из СССР, от которых нужно поскорее избавляться
12 ненужных привычек родом из СССР, от которых нужно поскорее избавляться
23
Человек познаёт мир 12:30 19 ноя 2023
Полиэтиленовый бум: почему в СССР пластиковый пакет был модным аксессуаром
Полиэтиленовый бум: почему в СССР пластиковый пакет был модным аксессуаром
6
Человек познаёт мир 06:30 15 фев 2024
Пластическая хирургия в СССР — какие известные лица к ней прибегали
Пластическая хирургия в СССР — какие известные лица к ней прибегали
5
Человек познаёт мир 00:30 14 апр 2023
Советская реальность в объективе известных фотографов: Реклама и дефицит в СССР
Советская реальность в объективе известных фотографов: Реклама и дефицит в СССР
3
Человек познаёт мир 08:30 06 янв 2024
15 вещей из СССР, которые современная молодежь не поймет
15 вещей из СССР, которые современная молодежь не поймет
6
Человек познаёт мир 12:30 29 дек 2023
Почему в СССР презерватив назывался именно «изделием №2»
Почему в СССР презерватив назывался именно «изделием №2»
2
Человек познаёт мир 12:30 25 окт 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства