В 2021-м можно смело, во всеуслышание, не оглядываясь по сторонам признать: «Сияние» не просто фильм ужасов, а образцовый фильм ужасов.
«Сияние», 1980 Кадр из фильма
В недавнем прошлом школьный
учитель, а ныне вступивший на творческую стезю писатель Джек Торренс приезжает с
семьей в роскошный уединенный отель «Оверлук», чтобы присмотреть за ним на
время мертвого сезона. Здесь, в горах, в компании любимой жены и сына, в
многомесячной зимней изоляции от внешнего мира, Джек нацелен написать свою
лучшую книгу и перезапустить собственную жизнь…
По происшествии сорока с лишним
лет сразу и не поймешь, в чем именно заключалась суть претензий к «Сиянию»
(1980) Стэнли Кубрика со стороны автора одноименного романа и разочарованных
зрителей, посмотревших картину в премьерном прокате. Стивен Кинг открыто
обвинял режиссера в том, что тот перед началом работы над экранизацией не имел
должного представления о жанре, а негодующие фанаты хорроров искренне
жаловались на то, что «Сияние» вообще не фильм ужасов, а нечто совсем
невразумительное.
«Сияние», 1980 Кадр из фильм
Но пена дней, как водится,
схлынула, прошли годы, и время все расставило по надлежащим местам с присущей себе
рассудительностью. В 2021-м можно смело, во всеуслышание, не оглядываясь по
сторонам признать: «Сияние» – не просто фильм ужасов, а образцовый фильм ужасов, удачно соединяющий жанровые клише с
новаторскими находками Кубрика. В чем, в конце концов, состоит основная цель
хоррора? Он должен пугать (вызывать у зрителя страх), а прежде – нагнетать
тревогу (готовить появление страха). Наряду с комедией, прямая задача которой –
смешить, хоррор – самый честный с драматургической точки зрения жанр кино,
единственно верная реакция на который не предусматривает обманчивой
вариативности. Понятно, что разных людей пугают подчас совершенно разные вещи,
однако средняя температура по воображаемой зрительской больнице и прошедшие с
момента премьеры десятилетия, поместившие «Сияние» в широкий
кинематографический контекст, позволяют констатировать, что со своим жанровым
предназначением фильм справляется прекрасно, причем – по сей день.
Кадр из фильма «Сияние» (1980) КиноПоиск
Вдобавок к сценарию, полному потаенного
ужаса и скрытых намеков, предвосхищающих будущие события фильма, Кубрик
использует в «Сиянии» внушительный арсенал собственно режиссерских средств,
работающих на единую задачу. Вот лишь некоторые из них. Гнетущая
инструментальная музыка, пронизывающая картину с первых же минут. Зловещая
фактура, приумноженная на волнующие ракурсы и мертвенные композиции с идеальной
симметрией и линейной перспективой. Жуткие сюрреалистические видения с участием
призрачных обитателей отеля, которые и не думают прятаться в темных подвалах,
но, напротив, настойчиво жаждут коммуникации с семейкой Торренс. Крайне редкие,
а потому особенно эффективные скримеры, как в сцене внепланового возвращения
Дика Хэллорана в «Оверлук». Изобретательные движения пристально следящей за
героями камеры, в том числе – только-только возникший в конце 70-х стэдикам, к
которому Кубрик как большой новатор сразу же проявил неподдельный интерес и
который активно использовал в велосипедных путешествиях Дэнни по пустынным
коридорам отеля. И, разумеется, наезды – один из любимых приемов режиссера. И
если медленные зумирования в «Сиянии» создают ощущение нарастающего саспенса
(источник страшного где-то рядом), то быстрые – сигнализируют, что опасность
уже здесь, совсем близко, вот она!
«Сияние», 1980 Кадр из фильма
Даже если вынести за скобки все
вышесказанное, «Сияние» замечательно и архиважно уже хотя бы потому, что
подарило кинематографу ряд поистине культовых, хрестоматийных кадров, часть
которых впоследствии была неоднократно процитирована в западной поп-культуре
(от «Симпсонов» и «It Follows»
до «Пассажиров» и работ Ари Астера) и превратилась в популярнейшие мемы. Статичный
кадр-кошмар с бурным потоком крови, рефреном заливающей в рапиде безлюдный холл
гостиницы. (Единственный план, вошедший в официальный трейлер фильма в далеком
1980-м.) Крохотные фигурки Вэнди и Дэнни, увиденные глазами Джека в ожившем макете
сада-лабиринта. Шокирующее открытие героини Шелли Дюваль у печатной машинки
мужа. И еще много разного, но прежде всего, конечно, то самое николсоновское
приветствие: «А вот и Джонни!»
«Сияние», 1980 Кадр из фильма
Упреки в адрес драматургической
стороны фильма тоже не вполне обоснованы. Сценарий объясняет достаточно, чтобы
без труда разобраться в предыстории, мистической природе «сияния» и логике
ключевых сюжетных поворотов, но вместе с тем оставляет широкий простор для
интерпретаций происходящих событий, в том числе – самого экстравагантного
толка. (Так, американский документалист Родни Ашер выпустил нашумевший фильм
«Комната 237» (2012), в котором суммировал различные конспирологические трактовки
скрытых смыслов, зашифрованных, по мнению их авторов, в фильме Кубрика.)
За теории заговоров мы не в
ответе, зато вашему покорному слуге в числе прочих оценок «Сияния» доводилось
слышать буквально следующее резюме: «Неудивительно, что тот мужик в отеле с ума
сошел. Взаперти с такой придурковатой семейкой у кого угодно крыша поедет, безо
всяких призраков». Скрепя сердце и при всем уважении к Кубрику признаем: уж
если и есть спорное, но имеющее право на существование альтернативное прочтение
сюжета, то это оно.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)