Необычное задание по психологии предложил школьный преподаватель своим ученикам. Педагог попросила учащихся описать на листе бумаги все свои проблемы, тревоги и страхи, при этом детям не нужно было подписывать свои имена. Этот эксперимент привлёк внимание сотен тысяч интернет-пользователей по всему миру.
«Какие у вас ассоциации с фразой нести багаж?» — озадачила ребят вопросом учитель средней школы из США в самом начале учебного года. Большинство детей представили себе что-то очень тяжёлое, что больно давит на плечи.
«А вы знаете, что багаж бывает ещё и эмоциональным?»
За 22 года работы в школе Карен Лоу не понаслышке узнала о проблеме стресса, который школьники испытывают каждый день. Чтобы помочь семи- и восьмиклассникам справиться с ним, она придумала необычное задание, а затем написала о результатах эксперимента в соцсетях.
Почти полмиллиона пользователей Facebook заинтересовались настолько, что решили поделиться её записью с друзьями. Так об оригинальном задании узнал весь мир, и теперь сотни китайских, австралийских, пакистанских и других учителей со всего света думают предложить нечто подобное своим ученикам.
Эта история о том, как Карен Лоу с помощью несложного задания удалось сблизиться с учащимися из её класса, а также наглядно показать детям, что такое эмпатия и как можно научиться ей.
Давайте вообразим, что вы обычный офисный работник, который находится на своём месте в офисе полный рабочий день — в среднем, 6 или 7 часов. В вашем офисе строгие правила, например, чтобы отойти в туалет, нужно обязательно отпроситься у начальства. Ваш шеф постоянно отпускает колкости в вашу сторону, а сослуживцы только рады посмеяться над вами ему в угоду. Ежедневно вы волнуетесь из-за отчёта, срок сдачи которого уже вышел. А сама работа скучная и рутинная, все действия ваши однотипны.
И ведь большинство учащихся воспринимают свою школьную жизнь именно как такую тяжкую офисную работу.
Статистические данные (источник ТАСС)
По статистике, две трети учеников в старших классах считают свои уроки очень скучными.
Большая часть школьников в возрасте от 8 лет вообще ощущают себя в школе безрадостно. К тому же, Россия в лидерах списка стран, где показатели тревожности, которую испытывают дети из-за успеваемости, зашкаливает.
Согласно опросу, 79% учеников находятся в постоянном стрессе, думая о своих оценках. Отсутствие уверенности в собственных силах и постоянная тревога не позволяют школьникам полноценно воспринимать материал. При этом успеваемость — главный фактор, вызывающий стресс.
Помимо оценок, 57% российских школьников сказали, что волнение и стресс усиливаются при написании контрольных и сдаче экзаменов.
А ведь иногда на такой стресс накладывается неблагоприятная семейная обстановка. В таком случае не каждый ребёнок сможет справиться со всем грузом эмоций. А рассказать о своих неприятностях кому-то еще он постесняется.
Но в этом году Карен, кажется, придумала эффективный способ, как справиться с такой дилеммой. На её уроке, который прошёл 22 августа, ученики смогли поделиться всем, что волнует их на данный момент. Как результат, школьники стали более дружелюбно относиться друг к другу во время занятий.
Карен попросила учащихся взять листок бумаги и написать, о чём они сейчас переживают. Результаты оказались настолько неожиданными, что, когда она поделилась своим экспериментом в соцсетях, сотни тысяч пользователей заинтересовались и отправили эту историю своим друзьям.
Что она сделала
«Детям было предложено выразить в своих записках все тревоги, всё то, что давит на них, всю несправедливость или обиду, которую они чувствуют,» — вспоминает Лоу. «Я сказала, чтобы они не указывали своё имя, а просто смяли бумажку и кинули её через весь кабинет».
Затем один за другим они выходили к доске, выбирали одну такую записку, разглаживали листок и вслух зачитывали историю, которая была на бумаге. Каждый школьник сам решал, стоит ли ему озвучивать на весь класс, что именно он автор послания.
От прочтения некоторых записок, сама Карен Лоу испытала шок. Были учащиеся, которые поделились переживаниями от развода мамы и папы, утраты кого-то из членов семьи, серьёзного заболевания, такого как рак. Писали даже о наркотиках, которые принимают их родственники, или о случаях самоубийства.
После озвучивания некоторых историй, большинство учеников не смогли сдержать слёз — настолько сложно им было справиться с эмоциями от чужой боли. Но были и рассказы, которые вызывали улыбку. Один ученик держал дома необычного грызуна, и горевал, что его песчанка слишком много ела и растолстела, и из-за этого однажды уснула и не проснулась.
В конце урока, когда уже не осталось ни одной неозвученной истории, учитель напомнила всему классу, что они не должны чувствовать себя одинокими, ведь каждого из них очень ценят и любят. Потом Карен собрала все бумажки в один большой мешок, который решила оставить прямо рядом с дверью.
Она подумала, что, глядя на этот мешок, дети будут помнить о том, что каждый из нас несёт свои груз тревог и волнений, который и называется в психологии эмоциональным багажом.
По словам учителя, в последующие дни учащиеся начали более уважительно обращаться с одноклассниками, перед которыми они раскрыли свой груз эмоций. Ребята больше не выкрикивали, когда их одноклассник отвечал, престали дразнить друг друга и говорить грубости, и стали более открытыми, всегда готовыми поведать о том, что их волнует.
Как Карен объяснила репортёрам из Today, школьникам требуется какое-то время, чтобы почувствовать себя готовыми раскрыть душу, а потом они будут честно рассказывать всё взрослому, который их выслушает.
Где же истина в извечном споре о том, кто такой хороший учитель — тот, кто обладает отличными знаниями предмета и может его доступно объяснить учащимся, или тот, кто, помимо этого, сможет выслушать, наставить, дать совет, кто станет для ученика другом.
Не пора ли нам задуматься о том, что система школьного образования не отвечает современным требованиям, она использует устаревшие подходы, ведь школа не просто обучает знанию иностранных языков и основам математики. В классе дети учатся разговаривать со сверстниками, уважать друг друга, принимать других детей и быть терпимыми к тем, кто находится рядом. А что думаете вы?
Комментарии (14)