Как снять свой первый фильм и собрать вокруг себя профессиональную команду.
– Что делать начинающему режиссеру после того, как ему пришла в голову классная идея? Расскажите о первых шагах на своем примере.
– После написания сценария перед съемками, естественно, есть огромный промежуток, который называется предпродакшн. Когда собирается команда, актеры, подбираются локации. Но сначала нужно собрать хотя бы глав департаментов, продюсера, оператора и художника. При этом важно, чтобы было кому вместе с тобой подбирать локации, актеров и так далее.
Я в основном подбирал команду по знакомству, потому что в киношной среде все друг друга знают. Достаточно несложно на малобюджетном студенческом проекте найти людей, которые будут работать с тобой за идею. Лично у меня уже был знакомый оператор, с которым мы сотрудничали на площадке в других проектах. Продюсером тоже выступил мой знакомый.
– А чем привлечь людей на низкобюджетный проект?
– Самое главное – точно знать, что ты написал, чтобы можно было четко понимать, что ты снимаешь, что хочешь сказать и для чего вообще это делаешь. Если ты это сформулируешь, то, скорее всего, люди, которых ты сможешь заинтересовать, найдутся сами. Из них можно собирать студенческую команду, которая будет работать на ваш фильм.
– Какой приблизительно бюджет необходим для создания фильма?
– Еще на стадии написания сценария нужно понимать свои финансовые возможности. То есть абсолютно глупо, имея сто рублей на проезд, писать о межгалактических сражениях или боевиках со взрывами и прочими спецэффектами.
Очевидно, что это все требует больших затрат и деньги надо откуда-то брать. Скорее всего их в нормальном количестве никто не даст. Изначально хорошо бы отложить 100-200 тысяч на короткометражный бюджетный фильм. Даже за такие небольшие суммы можно снять короткое кино.
«У меня нет денег» – это не самая лучшая отговорка для человека, который хочет снимать фильм»
Если человек решается снять именно кино, а не видео на телефон, то он уже будет иметь знакомых из этой сферы. И в этой тусовке всегда можно найти людей, которые помогут. На начальном этапе важно понимать, сколько средств ты готов предоставить на это, сколько способен выиграть на питчингах (презентация кинопроекта для поиска инвесторов. – Прим. ред.). Там, правда, дают совсем небольшие суммы: кажется, в основном до 500 тысяч.
Если говорить о моем опыте, то, когда мы снимали полный метр и вообще взялись за это дело, у нас уже были партнеры. Мы знали, что транспорт нам дают наши дружественные автоклубы и фирмы. А допустим одну из локаций предоставит элитная сеть ресторанов.
Ведь все это стоит очень больших денег: примерно в такую же сумму могут обойтись некоторые короткометражные фильмы.
А еще надо учитывать стоимость камеры, света, оборудования, затраты на постпродакшн вместе с монтажом, цветокоррекцией, переозвучкой. Например, если нет денег на переозвучку, то можно снять кино без диалогов. Поэтому «у меня нет денег» – это не самая лучшая отговорка для человека, который хочет снимать фильм.
В кино главное – чтобы оно было о людях. А люди не всегда ездят на дорогих машинах, которые надо брать в аренду, не всегда живут в дорогих квартирах и не всегда устраивают какие-то дорогие перестрелки, да и в космос не всегда летают.
– На какой стадии становится понятно, что весь этот труд был не зря?
– Когда я приступил к созданию кино, уже понял, что это не зря. Все, что ты делаешь, не зря. Наверное, одна из самых больших ошибок – когда человек написал сценарий и начинает его перечитывать по десятому кругу. Это заставляет его сомневаться в своей работе. Таким образом, идет какое-то топтание на одном месте. Написал сценарий, отредактировал, прочитал, понимаешь, что он нравится, – значит, надо снимать. Что значит «зря»? Он получится плохо? Он не окупится? Не надо снимать сразу высокобюджетные фильмы, начни с малобюджетных. Ничего не может быть зря. Ты получишь опыт и хотя бы поймешь, что так больше делать не надо. Ты поймешь, где были ошибки, что не сработало, почему оно не сработало. Главное здесь – не бояться.
«Режиссеру, который что-то снял, должна нравиться его работа»
– Допустим, фильм снят. А что происходит дальше?
– Когда все готово, начинается монтаж, а потом звукозапись. И актерам кажется, что раз все досняли, то они могут отдыхать. Нет, они отдыхать пока не могут. Они приходят в студию и снова прочитывают весь свой текст, который говорили на площадке. Им предстоит опять пережить весь фильм. Опять пойдут читки, и надо снова все вспомнить, снова все проговорить. Здесь уже происходит запись последней версии, поэтому актерам надо все хорошо прочитать. Здесь звук должен быть идеальным.
Звук готов, дальше цветокоррекция, ее будет делать человек, который обычно не присутствует на площадке, отсюда и начинается его работа.
Музыка написана, прокатное удостоверение получено. Что дальше? Что делать с кино? Не положить же его на полку. Его надо как-то реализовать, потому что на съемки были потрачены деньги, силы, а команде надо, чтобы кино увидели продюсеры, чтобы их еще куда-то потом позвали. Их интерес – продолжать работать в этой среде, сниматься и снимать.
Надо продвигать кино. Мы, естественно, будем продвигать его на все возможные престижные фестивали. Само собой, для этого создается отдельный план: на какой фестиваль сначала, а на какой потом. Надо все продумывать и ставить приоритеты: от, условно, Каннского фестиваля до остальных.
После фестивалей кино нужно как-то еще реализовывать, то есть отправлять в прокат. Если бюджет фильма очень большой, то можно не собрать кассу. Но у нас совсем другая ситуация: наш фильм стоит меньше 10 миллионов. К тому же сейчас, к сожалению, не сетевых кинотеатров, а маленьких и уютных кинотеатров становится все меньше. Поэтому запустить ленту в одну сеть и не собрать хотя бы 10 миллионов – достаточно странно. Даже при самой низкой посещаемости 10 миллионов соберутся. Поэтому здесь вопрос скорее не про наш проект, а про очень высокобюджетные блокбастеры.
Сейчас нас больше волнует наличие фильма в прокате, в таком случае он точно окупится.
– Какие сегодня есть возможности у режиссеров, которых не было, допустим, у предыдущего поколения?
– Конечно, цифровизация и развитие интернета серьезно упростили жизнь. Сегодня любой человек, который только задумался о профессии режиссера, может попробовать свои силы без больших финансовых затрат. Для этого достаточно простого телефона. А раньше все было намного сложнее. Для начала нужно было где-то раздобыть пленочную камеру, затем проявить видео, смонтировать его. Еще не забываем про сведение звука, это тоже отдельный сложный процесс.
«Большие возможности для режиссеров открывают стриминговые платформы»
Большие возможности для режиссеров также открывают стриминговые платформы. Я честно признаюсь, что не очень их люблю. Глубоко убежден, что кино нужно смотреть на большом экране, а стриминги убивают дух кинематографа. Но все-таки в развитии таких сервисов есть и свои плюсы. Взять те же ограничения, с которыми нам пришлось сталкиваться последние годы из-за пандемии. Если бы не стриминги, то кино у нас не снималось бы вовсе. А для сериалов такие сервисы – это вообще рай. Но я бы хотел, чтобы стриминговые платформы давали толчок для роста именно хорошей кинопродукции. И чтобы кинодеятели рассматривали их как шанс для продвижения искусства, а не для низкопробных проектов.
– Какой совет вы могли бы дать начинающим режиссерам, своим будущим коллегам?
– Режиссеру, который что-то снял, должна нравиться его работа. Если она не нравится – значит, данный проект не получился. Главное – чтобы у хороших режиссеров все получалось. А хороший режиссер или нет, – это покажет уже зритель и общество умных людей.
Комментарии (0)