Психолог анализирует основные детские жалобы и объясняет, что за ними чаще всего стоит.
123RF/legion-media.ruДети тоже люди, просто маленькие. Поэтому у них тоже есть какие-либо проблемные ситуации и негативные вопросы, но в силу возраста и прочих особенностей – ребенок не всегда может правильно донести их до взрослых. Чтобы нам было проще с ними разговаривать, разбираем основные детские жалобы с психологом Ириной Грековой.
«Я очень устал(а), у меня нет сил»
Данную жалобу мы можем объединить с «у меня нет времени». Уточните у ребенка – от чего именно он устал и на что ему не хватает времени. Возможно, он простоял целых 10 минут рядом с пылесосом или прошел 7 уровней в новой игре. Или ему просто не хочется ехать к бабушке, ведь там придется помогать, показывать свои таланты, много разговаривать (список можете продолжить). В таком случае вы понимаете, что данная жалоба является манипуляцией.
Не стоит в данной беседе упрекать его тем, что «на игры у тебя время есть, а на уборку в комнате – нет». Просто разграничьте по времени: «столько-то ты играешь, столько-то – наводишь порядок до такого-то результата». То есть четко и понятно обозначьте ребенку результаты, которые нужны. Если у вас еще совсем малыш, то можно предложить посмотреть мультфильм, чтобы отдохнуть и набраться сил, а после сразу доделать то, что он должен был сделать изначально. Ваше задание должно быть обязательно выполнено. Тогда он поймет, что манипуляции не проходят. Зато вы покажете ребенку, что вы заботитесь о нем, вам важны его эмоции и переживания и вы готовы ему помочь.
Стоит учесть, что все люди разные. Кто-то собирается за 5 минут, а кому-то не хватит и часа. Поэтому если ваш малыш всегда был копушей, не стоит закладывать на утренние сборы всего 5 минут. Иначе он будет торопиться и не успевать, вы будете подгонять его и раздражаться, он будет постоянно ощущать нехватку времени и свою неспособность делать дела своевременно. Поэтому обсудите и этот вопрос: «ты собираешься 30 минут, значит придется вставать раньше на это время. Если же ты не готов вставать раньше, давай попробуем собираться быстрее». Посмотрите: на что именно уходит это время. Если он тратит его, например, на выбор одежды, то введите правило «собираться перед сном».
Жалобы на других детей
Очень хорошо, что ребенок делится с вами такой информаций. Важно его внимательно выслушать. С детства заложенная привычка, что родители выслушают и помогут при конфликте со сверстниками, означает, что и в более взрослом возрасте ребенок может с вами поделиться аналогичной проблемой, ибо ранее вы его не отвергли.
Если суть жалобы сводится к тому, что я ударил Машу, Маша ударила меня и потом мы вместе с удовольствием лепили куличики и весело смеялись, то вы понимаете, что конфликта нет, есть констатация ряда моментов межличностного общения в дошкольном возрасте (до 3 лет). Если же ребенок старше и общий смысл его рассказа – один я хороший, а они все плохие, то, скорее всего, он еще не умеет анализировать поведение людей и свое. Поэтому ему проще перенести свою ответственность на других. Либо он привык, что окружающие взрослые (мама/бабушки/папы/дяди и т. д.) всегда ему потакают и поэтому удивлен, что данная модель общения не работает вне семьи. В этом случае вам стоит обсудить с ним эти моменты и причины поведения других детей, а также пересмотреть особенности вашего домашнего воспитания. «Маша стукнула тебя учебником, не потому что кто-то из вас плохой, а потому, что ты дернул ее за косу». То есть ребенок должен начать понимать причинно-следственную связь. Подумайте: может быть пора перестать потакать ребенку во всем и сдувать с него пылинки.
Жалобы на взрослых
В первую очередь жалобы касаются близких людей. «А мне бабушка разрешает, а ты – нет» или «А вот мама сказала, что так можно, а ты говоришь наоборот». Эти жалобы как правило возникают в тех семьях, где нет единой модели поведения у взрослых. Один разрешает смотреть телевизор до полуночи, второй отправляет в 21:00 спать, один помнит про особенности организма, второй угощает цитрусовыми и сладостями. Соответственно, как только вы упорядочите режим дня и питания ребенка и будете всеми взрослыми придерживаться одной педагогической линии – жалобы исчезнут. При этом не надо передавать через ребенка информацию для взрослых: «скажи папе, что я против его поведения». Это манипуляции, которые не решают вопрос, а еще больше травмируют ребенка.
Жалобы на мир и жизнь
Если ваш ребенок всегда в минорном настрое, то, возможно, он просто пессимист. А, как известно, ребенок впитывает все, что его окружает. Проанализируйте свои слова и поведение близких ему взрослых. Возможно, он просто копирует их.
Если же эти жалобы появляются время от времени, то это условно в пределах нормы. Ваша задача разобрать с ребенком причину, которая привела его к жалобе и помочь найти плюсы, выходы. Повспоминайте приятные моменты, научите переключаться на хорошее.
Мы с вами перечислили распространенные жалобы детей, которые не являются критичными и решаются в кругу семьи. При этом стоит отметить, что есть жалобы, которые не терпят отлагательств и на которые родители должны реагировать оперативно:
- на самочувствие. Речь идет не о «у меня болят ножки», когда на самом деле ребенку лень идти, и он хочет, чтобы вы его понести на ручках.
- на голод и жажду. Но это не значит, что на прогулке надо решать ситуацию шоколадом и газированной водой.
- на страхи. У каждого человека есть свои страхи. Если ребенок решил, что он боится темноты, то обсудите с ним, что «в темноте точно никого нет, а для твоего спокойствия мы повесим ночник».
- на угрозы жизни и здоровью.
Комментарии (0)