«Самая обаятельная и привлекательная»: одновременной устаревший и актуальный фильм с Ириной Муравьевой в главной ролик
13:00 08 февраля 2022
По случаю дня рождения актрисы вспоминаем одну из ее самых ярких работ в советском кино.
«Самая обаятельная и привлекательная», 1985. Реж. Геральд Бежанов Кадр из фильмов
Надя Клюева, добропорядочная
сотрудница типового НИИ, едва ли не все силы отдающая работе и разного рода
общественным нагрузкам, все еще сидит в девках, хотя ей, судя по негласным
общественным стандартам, уже давно пора замуж. Сама героиня утверждает, что
противоположный пол ее не интересует, однако за декларируемым пренебрежением к
мужчинам скрывается жгучее желание им понравиться, дефицит мужского внимания и неустроенность
в личной жизни. Не в силах решить наболевшую проблему самостоятельно, героиня
прибегает к помощи прожженной в этих вопросах школьной подруги, охотно берущей
наивную воспитанницу под свое опытное крыло.
«Самая обаятельная и привлекательная», 1985. Реж. Геральд Бежанов Кадр из фильмов
Вышедший на экраны накануне
Перестройки, фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная»
(1985), по существу, представляет собой краткую энциклопедию позднесоветской
жизни. Чего только стоит затхлая атмосфера конструкторского бюро, где «можно
делать и отсутствие дела», «мерилом работы считают усталость», а «первые на
последних похожи». Подношения из-под полы нужным людям, фарца и спекуляция как
источник понтов, впечатлявших современников на фоне дефицита, но сегодня
выглядящих жалко и нелепо, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь человека
со стороны навязчивых коллег и собственных близких, гнилые отношения в семьях и
за их пределами – все это, как ни странно, не возмутительный поклеп западной
пропаганды, а правдивая реальность одного из самых популярных советских фильмов
середины 1980-х гг. Отдельной строкой в нем стоит совсем уж фантастическая для
молодого зрителя наших дней специализация Сусанны – «социолог на заводе бытовых
кондиционеров». Что это вообще за профессия?
Под стать созданному на экране
миру – населяющие его персонажи, легко определяемые по типажам. Спокойно досиживающий
свои должностные дни инженер-интеллигент Петр Васильевич, начальник
конструкторского бюро; улыбчивый деревенский простак-холостяк Леша Пряхин, отличающийся
любовью к футболу и чревоугодием; молодящийся, но не молодеющий
семьянин-ловелас Дятлов, не лезущий за словом в карман; великовозрастный
«мальчик-мажор» Володя, отвлекающийся от музыки в наушниках лишь в самых исключительных
случаях; неусыпная блюстительница общественной морали, тетушка-советчица
Клавдия Матвеевна; жеманная бездельница Люся, меняющая мужей как перчатки и
собственные наряды; и, конечно, ее двойница и идейная сестра Сусанна – знающая
себе цену меркантильная модница, сторонница брака по расчету, с упоением дающая
Наде игривые мастер-классы по женскому пикапу в его позднесоветском изводе.
«Самая обаятельная и привлекательная», 1985. Реж. Геральд Бежанов Кадр из фильма
Договор Нади с Сусанной, заключенный
ради обольщения ничего не подозревающего Володи, – что-то вроде хрестоматийной сделки
страждущего человека с дьяволом. С той лишь разницей, что здешний дьявол
заметно заблуждается насчет своего инфернального всезнания и всегомущества. В
совершенстве освоив инструментарий «женщины-охотницы», целиком опирающийся на
манипуляции, лесть и другие типы лжи, Сусанна предлагает подруге изначально абсурдный
и бесполезный рецепт. Дело не только в ошибочных расчетах (анкету за Володю на
свое усмотрение заполняет сама Надя) и сомнительных методах (психологический аутотренинг,
давший название фильму, в некотором смысле предвосхищает знаменитые
экстрасенсорные телесеансы Кашпировского и Чумака конца восьмидесятых), а в
том, что, доверив вопросы любви ЭВМ (еще одно слово из безнадежно утраченного прошлого),
героиня берется «поверить алгеброй гармонию» и допускает тем самым классический
промах из столь же классической пушкинской трагедии о Моцарте и Сальери.
«Самая обаятельная и привлекательная», 1985. Реж. Геральд Бежанов Кадр из фильмов
Характерно, что фильм Бежанова можно
одновременно назвать и устаревшим, и актуальным. Слепое стремление героини
любой ценой влюбить в себя равнодушного к ней мужчину и выйти наконец замуж,
чтобы как минимум избавиться от жалостливых взглядов, назойливых упреков и
смешков за спиной, плохо вписывается в современные тренды в области женской
независимости и равноправных половых отношений. С другой стороны, женщины в
картине, бесспорно, главные акторы: только они и вызывают зрительский интерес и
сопереживание, тогда как мужчины сплошь беспринципные самоуверенные эгоисты или
тюфяки-неудачники, между которыми, к слову, нет и тени пресловутой гендерной
солидарности. Удивительно, но «Самую обаятельную и привлекательную» написали и
сняли не прогрессивные молодые феминистки, а два советских кавказца, каждому из
которых во время работы над фильмом было далеко за 40.
Вишенка на торте – концовка истории,
которую традиционно принято трактовать как возвращение прозревшей героини к
истокам собственной идентичности и счастливое воссоединение с тем, кто все это
время незримо был рядом. Фокус в том, что на самом деле последние кадры ленты куда
справедливее рассматривать в качестве открытого финала, допускающего самые разные
варианты дальнейшего развития событий. Мы не знаем доподлинно, по кому и по чему именно соскучилась Надя, равно как не знаем и того,
волнует ли ее сердце застенчивый Гена. В уже цитировавшемся выше рок-триллере
«Скованные одной цепью», вышедшем в свет на следующий год после премьеры «Самой
обаятельной и привлекательной» и безжалостно описывающем позднесоветскую
действительность, есть такие строчки: «Здесь женщины ищут, но находят лишь
старость». Нашла ли Надя Клюева что-нибудь помимо старости за пределами
экранной истории знаменитого фильма – вопрос, который навсегда останется без
ответа.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)