«Разделение»: сериал-антиутопия о буднях офисного планктона
06:00 18 апреля 2022
На Apple TV+ завершилось девятисерийное шоу «Разделение». Рассказываем, чем оно хорошо и почему Бену Стиллеру нужно почаще занимать режиссерское кресло.
"Разделение", реж. Бен Стиллер, Ифа Макардл Кадр из сериала
Скорбящий вдовец Марк Скаут ведет двойную жизнь — но не торопитесь с выводами. Дело в том, что герой добровольно решил принять участие в экспериментальной программе по разделению сознания. На работе он начальник отдела по обработке макроданных Марк С., ничего не помнящий о своей личной жизни, а вне офиса — Марк Скаут, на несколько часов забывающий о том, какая именно деятельность приносит ему доход. Кажется, будто бы герой свыкся с таким образом жизни и привык не задавать лишних вопросов, но все резко меняется, когда в его команду приходит рыжеволосая девушка Хелли Р. Та явно не в восторге от того, что теперь ей придется заниматься сизифовым трудом, и всячески пытается отказаться от новой работы. Однако одобрить заявление на увольнение может лишь ее эдакое «второе я» из реальной жизни, и пока оно категорически против это делать, героям ничего не остается, как попытаться отгадать тайны корпорации Lumon.
Для сценариста Дэна Эриксона «Разделение» стало дебютной работой. Источником вдохновения — не поверите — оказались офисные будни, которые он жаждал поскорее промотать вперед. Тогда-то Эриксон и задумался о work-life балансе и о том, сколько людей намеренно «хоронят» себя на работе, чтобы избежать трудностей в личной жизни, а корпорации без зазора совести этим пользуются.
"Разделение", реж. Бен Стиллер, Ифа Макардл Кадр из сериала
Режиссером шести из девяти серий и исполнительным продюсером сериала выступил Бен Стиллер. Помимо актерских работ на его счету уже есть такие проекты, как «Реальность кусается», «Образцовый самец», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», а также мини-сериал «Побег из тюрьмы Даннемора». Последние два, к слову, в некотором смысле перекликаются с «Разделением»: Марк, как и Уолтер, офисный планктон, пытающийся познать радость бытия, но отнюдь, в отличие от того, не живущий в мире фантазий, а само шоу построено по принципу попытки побега из тюрьмы, где тюрьмой в данном конкретном случае выступает Lumon.
"Разделение", реж. Бен Стиллер, Ифа Макардл Кадр из сериала
Стиллер совместно с Эриксоном разворачивает перед зрителем свой вариант гипер технологического антиутопического мира, в котором разрыв между личной и трудовой жизнью доведет до крайности. Кинематографисты мастерски оперирует разнообразными приемами и инструментами для создания ощущения дискомфорта, напряженности, а временами и абсолютного страха. Во многом это достигается за счет изображения геометрически выверенного офисного пространства. Белые стены с отсутствием окон, низкие потолки, небольшие ретро-компьютеры, бесконечный лабиринт коридоров и отсутствие в них людей — здесь каждый кадр проработан детально и подчиняется тому, чтобы вовлечь зрителя в мир, явно вдохновленный и «Бразилией» Терри Гиллиама, и «Матрицей» сестер Вачовски, и «Вечным сиянием чистого разума» Мишеля Гондри, и, в конце концов, «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонса. За счет хоть и узнаваемой, но оригинально проработанной концепции, а также смешения нескольких жанров от комедии (да, она здесь тоже присутствует!), до научной фантастики, триллера и драмы получается актуальная сатира на корпоративную жизнь со своим «обществом ритуала», где есть место и поклонению Создателю, и своду правил, больше напоминающему Новый завет, и обязательному раскаянию за «грехи» свои, которое происходит в загадочной «Комнате отдыха». И пусть вас не пугает совершенно неторопливый темп сериала — вы и оглянуться не успеете, как окажетесь в мире, герои которого в существование ада не верят, но точно знают, что создать его человек способен собственными руками.
"Разделение", реж. Бен Стиллер, Ифа Макардл Кадр из сериала
К слову, несмотря на качественно проработанный сценарий (за исключением, может быть, финала-клиффхэнгера, но тут уж как посмотреть) и интересные арки персонажей, странно было бы обойти вниманием актерский состав. Для съемок Бен Стиллер пригласил Адама Скотта, вместе с которым он работал над «Невероятной жизнью Уолтера Митти», коллегу по «Побегу из тюрьмы Даннемора» Патришу Аркетт, Бритни Лоуэр, а также великолепных Джона Туртурро и Кристофера Уокена, отношения между которыми (что? да!) способна разбить не одно зрительское сердце. Каждый из актеров мастерски отыгрывает состояние растерянности и паники, присущие их персонажам, и дарит нам поистине обнадеживающий, хоть и непростой опыт просмотра шоу, которое точно станет одним из лучших в текущем году.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)