Марий Эл — небольшая республика в Поволжье, где все еще сохранилась исконная языческая культура: особые обряды, традиционные праздники, утварь и одежда. Японский фотограф Икуру Куваджима около года провел в Марий Эл, работая над проектом «Марий чодыра», или «Марийский лес».
Хотя марийцы приняли православие, в республике сохранились языческие традиции и вера в колдовские ритуалы.
Для язычества характерен культ всемогущей природы. Природа рассматривается как источник добра, и считается, что она всегда может помочь человеку.
Марийцы верят в «киремети» — духов, которые живут в особых рощах.
Лентами на деревьях отмечают священные места.
Из-за преданности природе у сельских жителей особые отношения с животными и птицами. Некоторые из них в марийской мифологии считаются особенно значимыми — например, гуси.
Лошадей, быков, овец, а также домашних птиц могут приносить в жертву богам. Перед этим нужно убедиться, что животное спокойно.
В 2013 году работы Куваджимы были выставлены на Венецианской биеннале в павильоне Центральной Азии.
Жизнь в марийском лесу непохожа на то, к чему мы привыкли в современных городах. Куваджима чувствовал себя так, будто «время замерло».
После распада СССР марийцам нужно было потрудиться, чтобы сохранить свою культуру.
Так выглядит ежегодное Мировое моление приверженцев марийской религии и празднование Нового года — «Шорык-йол» (по-марийски — «овечья нога»). Взрослые и дети ищут в темной овчарне белого ягненка, который знаменует удачу в грядущем году. При этом лица колядующих закрыты — чтобы не вылетело плохое слово.
В городах Марий Эл также заметно желание марийцев сохранить свою идентичность: жители адаптируют прежние традиции к современным условиям жизни.
Эта традиционность позволяет назвать марийцев «последними язычниками Европы».
Фотопроект Куваджимы в 2013 году стал частью выставки «Мари. Research», организованной проектом Department of Research Arts в Центре современного искусства «Винзавод».
Смотрите также:
Комментарии (0)