Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Последнее ЧП на советском флоте: что случилось 18 декабря 1991 года у берегов Британии

Крушение траулера «Картли» стало последнем морским ЧП в истории Советского Союза. Керченский морской рыболовный траулер “Картли” потерпел крушение у западного побережья Великобритании 18 декабря 1991 года, за неделю до распада СССР. В спасательной операции принимали участие береговая охрана и ВМС Соединенного Королевства. Из-за бурного водоворота событий, который происходил в стране порта приписки, об этой трагедии сейчас уже мало кто помнит, а ведь в ней погибли четверо советских гражданских моряков. Но ещё меньшее количество людей помнят, что причиной произошедшего стала волна-убийца - очень редкое природное явление, которое до сих пор слабо изучено.

“Картли” принадлежал к рыболовецким морозильным траулерам типа “Тропик”. Длиной под 80 метров и водоизмещением 3250 тонн, он мог спокойно ловить рыбу даже на просторах океана, чем и занимался. Это был практически плавучий завод.

В свой последний рейс “Картли” вышел 14 декабря 1991 года из британского порта Леруик, расположенного на Шотландских островах. 400 тонн мороженой рыбы нужно было доставить в Керчь через болгарский порт Бургас.

На борту находились 51 человек экипажа. В день отплытия погода была нормальная и ничто не предвещало беды. Экипаж даже не беспокоила дурная примета - в порту забыли документы и пришлось возвращаться за ними.

Шторм, в который судно попало вечером 17 декабря, застал его неподалеку от шотландского острова Джига. Судно было готово к такому шторму - надо было только ставить корабль носом к волне, чтобы проходить их поперек. Однако это требовало постоянного управления и строгого дежурства. В полночь капитана Владимира Гайдука сменил на вахте второй штурман Олег Борисович Калядин и рулевой матрос Виктор Колодин.

До конца вахты оставалось 15 минут, когда в 3.45 судно содрогнулось от страшного удара. Было похоже будто судно резко остановилось - это был удар волны-убийцы.

Как пишет в документальном повествовании причин гибели “Картли” историк Игорь Ракитин, эти природные явления до сих пор не до конца изучены. Бывалые моряки давно рассказывали истории про такие волны, официально впервые их зафиксировать и выяснить, что это волны нового типа, ученые смогли только в 1995 году. Причины их возникновения и точные способы отслеживания неизвестны до сих пор.

Специалисты предполагают, что волны-убийцы представляют собой так называемые блуждающие волны, которые обладают невероятной мощностью. В отличие от цунами они становятся выше не только на мелководье, но и в открытом море. Высота таких волн достигает 20-30 метров (иногда и больше). Встретившись с такой волной, судно с большой долей вероятностью потерпит крушение, ведь сила давления воды может достигать до 980 кПа или почти 10 атмосфер.

Свидетелем именно такой волны стал механик Сечин, который вышел на палубу выкинуть мусор. Спасло его то, что он находился по левому борту, а удар пришел сзади на правый. В итоге корабль весь оказался под водой, а Сечина не смыло за борт, потому что он успел схватиться за приваренную стойку на палубе и удержаться, пока море не схлынуло.

Удар пришелся ровно в центр и судно получило страшные повреждения. На правой части надстройки виднелась огромная пробоина в 15 квадратных метра и вмятина в 30 метров. С передней и задней частей судна сорвало фальшборта и все установленные там агрегаты, типа якорной лебедки, которые были прикручены толстыми стальными болтами.

Сразу после этого часть команды бросилась на шлюпочную палубу, где пыталась использовать спасательные плавсредства. Люди так паниковали, что в итоге 4 спасательных плота унесло в море, а ещё в два сели только 1 и 4 человека, хотя предусмотрены они на большее количество. Уже позже замерзших и потерявших всякую надежду их достали из воды спасатели.

Тем временем в машинном отделе механики, которые сразу после удара потеряли связь с рубкой, никуда не убегали - все свои силы они бросили на поддержание работы машины. Последнее указание с мостика, которое пришло в отсек - малый задний ход. Рули при этом заклинило из-за повреждений. Это и поддержка двигателя в рабочем состоянии спасло корабль на какое-то время - он продолжал идти малым ходом против волн (задом наперед), избегая опрокидывания. К этому времени 3-й штурман организовал остальных и судно начало бороться за жизнь.

Кто знает, что бы было, если бы мимо не проходил нефтеналивной танкер “DRUPA ”. С ними удалось связаться через обычную уоки токи рацию, которую использовали для общения на судне. Капитан танкера стал дрейфовать рядом и вызвал помощь.

В 5:20 на помощь траулеру с берега вылетели 6 спасательных вертолетов и самолет координации. В район направилось проходившее неподалеку судно ВМС Великобритании “Олма”.

Пока ободренный надеждой экипаж боролся за плавучесть судна, механики смогли до 6.00 поддерживать работу двигателей. Однако после этого их пришлось остановить, т.к из-за постоянной нагрузки мотор начал перегреваться и была велика вероятность пожара.

К счастью, к кораблю смогли подлететь вертолеты, которые начали эвакуировать людей. В это время танкер встал сбоку, прикрывая обездвиженный траулер своим корпусом. Ещё один вертолет снимал с воды спасающихся на плотах. К 10.30 операция по спасению была закончена, с «Картли» забрали всех, включая судового кота.

В результате трагедии из 51 члена экипажа погибли четверо: старпом Александр Нестеров - получил тяжелые ранения во время столкновения, скончался в госпитале от переохлаждения и травм, 2-й штурман Олег Колядин, рулевой Виктор Колодин - погибли прямо на мостике в момент удара волны и официант Нина Трошина - упала за борт при попытке сесть в плот. Траулер “Картли” был оставлен дрейфовать в волнах.

https://russian7.ru/post/poslednee-chp-na-sovetskom-flote-ch...


Источник: Последнее ЧП на советском флоте: что случилось 18 декабря 1991 года у берегов Британии
Автор:
Теги: берег Британия Год декабрь последний

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
5 неожиданных перекусов, которые были популярны в Советском Союзе
5 неожиданных перекусов, которые были популярны в Советском Союзе
6
Человек познаёт мир 10:30 06 фев 2024
Как в советском кино снимали постельные сцены: Ничего личного
Как в советском кино снимали постельные сцены: Ничего личного
7
Человек познаёт мир 09:30 17 мар 2024
24 мая 1991 - с этого года день поминовения святых равноапостольных КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ
24 мая 1991 - с этого года день поминовения святых равноапостольных КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ
0
Сад огород дача и все самое интересное 10:20 24 май 2021
20 августа 1991 года
20 августа 1991 года
0
Интересный мир 10:10 22 авг 2016
В Британии уже начали реализацию туров в «закрытый» Египет
В Британии уже начали реализацию туров в «закрытый» Египет
0
Интересный мир 10:40 18 мар 2017
Финансовый гороскоп на декабрь 2023 года
Финансовый гороскоп на декабрь 2023 года
0
Интересный мир 21:41 01 дек 2023
Отношения разорваны: в королевской семье Британии разгорелся скандал
Отношения разорваны: в королевской семье Британии разгорелся скандал
11
Все о звездах шоубизнеса 19:48 23 окт 2017
Что бы ни случилось, она говорила себе: всё к лучшему
Что бы ни случилось, она говорила себе: всё к лучшему
16
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:16 11 сен 2023
Видимо что-то случилось
Видимо что-то случилось
10
Интересный мир 23:00 30 авг 2016
Биолюминесцентные морские водоросли у берегов Тасмании
Биолюминесцентные морские водоросли у берегов Тасмании
0
Интересности 13:10 17 мар 2017
30 вопросов к самому себе накануне Нового года
30 вопросов к самому себе накануне Нового года
30
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:42 18 дек 2020
Неприятная история у меня случилось с моей соседкой два года назад
Неприятная история у меня случилось с моей соседкой два года назад
10
Сайт обо всём и для всех 12:27 30 авг 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства