1 января 2022 года в кино выходит фильм «Портрет незнакомца» режиссера Сергея Осипьяна, премьера которого состоялась еще в сентябре на фестивале «Кинотавр». Сценарий вдохновлен произведениями советского писателя Бориса Вахтина и написан совместно с Александром Лунгиным.
О чем кино
«Портрет незнакомца» (2021) Кадр из фильма
Москва, середина 1970-х. Актер Олег Орлов озвучивает советского шпиона в многосерийной и не слишком популярной радиопостановке. Из театра его давно выгнали, в кино сниматься не берут, и работа на радио – единственный источник дохода. Внезапно постановку закрывают, жена выгоняет из дома – жизнь делает серьезный крен. В это непростое время Олег случайно у входа в кабак знакомится с популярным (практически живым классиком) писателем Николаевым. У Николаева тоже кризис. Все ждут от него новую книгу, а он категорически не хочет писать, отчего, как и многие писатели, пропивает аванс. Орлов и Николаев ходят на квартирные междусобойчики, болтают в прокуренных кухнях об эмиграции и искусстве, встречаются с зарубежными режиссерами, выпивают на даче в Переделкино, — живут жизнь московской интеллигенции, одним словом. Но все это приводит к тому, что на Орлова выходит КГБ и предлагает актеру больше не играть шпионов на радио, а самому стать шпионом.
Схематичный портрет эпохи
«Портрет незнакомца» (2021) Кадр из фильма
1970-е годы – время очень насыщенное. Кто-то навсегда уезжал из страны в Израиль, Европу или Америку. Кто-то оставался верен партии. А кто-то, как главный герой «Портрета незнакомца», плутал в собственной жизни. В фильме перечисляются все самые знаковые места того времени: тут и дачи в легендарном городке писателей Переделкино, и гостиница «Метрополь», и павильоны «Мосфильма», и ресторан «Арбат». А в многочисленных второстепенных персонажах легко угадываются знакомые герои – немного Довлатова, немного Михалкова, немного Аксенова. Даже итальянский режиссер и его русская возлюбленая – не вымысел, а настоящая история любви Тонино Гуэрра и Элеоноры Яблочкиной.
Получается очень атмосферно и лампово. И все же чего-то сильно не хватает. Например – правды. Портрет эпохи выходит красочным, но однобоким. Москва предстает городом сплошной творческой интеллигенции и шумных квартирников. И, конечно, неспящее око КГБ не оставляет героев без внимания ни на прогулке, ни на работе. Но больше в этом портрете ничего нет – только искусство и спецслужбы.
Капустник от «Мастерской Фоменко»
«Портрет незнакомца» (2021) Кадр из фильма
Актерский состав фильма состоит практически из всей труппы театра «Мастерская Александра Фоменко». Поэтому даже эпизодические и второстепенные роли получились такими яркими и выпуклыми, что от этой пестроты начинает рябить в глазах.
Ровный поначалу сюжет позднее дробится на небольшие сцены. Радио, ресторан, киностудия, кухня, вечеринка, еще одна вечеринка, съемки… Нагромождение курьезных и многолюдных сцен не дает возможности сосредоточиться на происходящем и делит целую картину на фрагменты, отвлекает от внутренних переживаний героя. И все же отдельные части сами по себе хороши, но почему-то в полноценную историю Олега Орлова они не складываются. Герой просто плывет по течению, соглашается с обстоятельствами. Изменения в нем если и происходят, то незначительные.
«Посвящается нашим родителям»
«Портрет незнакомца» (2021) Кадр из фильма
Этими словами заканчивается фильм, словно утверждая свою цель – дать понастольгировать. Если это так, то определенно получилось. Даже для зрителя, не заставшего 70-е лично, ностальгия по ним неизбежна. Чем не повод сходить в кино в январские праздники?
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)