Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Пока ангел ещё над этим городом

Облик нынешнего Петербурга очень сложно представить без Александрийской колонны, поставленной в самом центре Дворцовой площади на радость царю-батюшке. Когда вы выходите на Дворцовую площадь через победоносную арку или с набережной Мойки, обходя криво припаркованного мерина старого мушкетёра, то при всем желании не сможете пропустить главную колонну, установленную на главной площади города. Ну и от любой экскурсионной группы до вас донесется привычное: «Александровская колонна установлена Николаем I в честь победы Александра I, высота всей композиции аж сорок семь с половиной метров, сама же колонна высотой двадцать шесть с половиной метров, а ангел вышел высотой четыре с половиной метра. За что и получила в названии каламбуристское название Столб Столба Столбу». Кто-то может добавить про смену ангела на Ленина или Сталина, но будем честны, вы же не за такой информацией ко мне приходите...

А вы обращали внимание на основу данной скульптуры? Как вы думаете, на что вообще архитектор Монферран насадил тяжеленную конструкцию, ну и почему ангел до сих пор не вскрыл драгоценную брусчатку центральной площади своим носом, обрушившись всей массой с этой высоты и пустив ударную волну по окружающим зданиям? Между прочим, рисунок с 77-й страницы альбома Монферрана показывает, что великий архитектор использовал в качестве основной держащей силы обыкновенный кирпич. Кирпич!!!

Поговаривают, мол в тот год была вспышка холеры, на гранитных карьерах умирали люди, срывались сроки поставки, а царь уже топал каблуком по драгоценному паркету своего дворца и требовал выполнения работы в срок. «Мол Монферранушка, дорогой, христом Богом молю и царём-батюшкой приказываю, давай быстрее». Ну и типа поэтому Огюст просто вынужден был посадить ангела на кирпичное основание. И это была его роковая ошибка, которая могла слишком дорого обойтись уже нашему Петербургу.

Те же, кто мне постоянно пишут, что кирпич сверх надежный материал - явно не занимались реставраций данного памятника. Я тоже не занимался, но материалы изучил. Практически за два века своей службы весь кирпич на известковом растворе впитал около трёх тонн петербургской воды, а следовательно, и возвышающийся над городом ангел в любой момент мог обрушиться на головы прохожих.

При этом сам памятник не включили в президентский список особо ценных федеральных объектов. Позже, когда власти опомнились, то оказалось, что денег отпущено очень мало. Сотрудники Музея городской скульптуры, в чьем ведении находится уникальный экспонат, сумели спешно договориться с вертолетчиками и альпинистами, вершина колонны была сфотографирована, и все ясно увидели: бронзовый цилиндр, на котором стоит Ангел, пронзили катастрофические трещины. Хотя будем честны, многие и держа в руках фотографии говорили, мол достаточно их просто зашпаклевать, и нормально будет.

Благо ответственный за реставрацию объекта товарищ Сорин настоял на привлечении лучших научных сил Петербурга, и уже тогда специалисты из НИЦ-26, работающие на Минобороны, пришли к неутешительному выводу - необходимо было срочно вынимать набухший искрошенный кирпич, заменить его на тот самый гранит, прочистить памятник изнутри, просверлить 56 незаметных отверстий в бронзе и создать систему вентиляции. Иначе ангел упадёт, причём вместе с колонной, и последствия будут очень трагичными. Удар о площадь вызвал бы обвальные деформации всех зданий вокруг - от Эрмитажа до домов на Невском проспекте. Поэтому за реставрационные работы и взялись в 2002 году.

Когда же мастера реставрации взялись за работу, то увидели то, о чём не пишут в учебниках истории или различных путеводителях. Оказывается Огюст не просто так был признан инженерным гением и водрузил вес колонны не на обычный фундамент, и столп стоит не на плоскости, а на конусе, который выращен из этой плоскости, ее края свешиваются и при весе сооружения в тысячу тонн не крошатся. Впрочем, Монферран ослушался императора, и хотя на проекте рукой Николая написано: «Сделать все из краснаго финскаго граниту!» - употребил для «пяты» сердобольский гранит, в пять раз более прочный. Поэтому и остаётся удивительным, что основание массивной конструкции было выложено из кирпича.

Кстати, во время реставрации вернули и забор, охранявший памятник от посягания людей. Изначально Александровская колонна была окружена оградой, по-царски красивой и по-своему ампирной, но советское правительство расплавило её на гильзы...

 

 


Источник: Пока ангел ещё над этим городом
Автор:
Теги: архитектура города Петербург город альбом альпинист арка Бог

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства