Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Почему зэки ГУЛАГа строили железные дороги в Монголии

Заключённые ГУЛАГа строили Беломорско-Балтийский канал, валили лес и работали на рудниках по всему Советскому Союзу. Однако мало кто знает, что Сталин посылал русских зэков в помощь Монголии – стране, которая долгое время считалась единственным официальным союзником СССР.

«Дружба» на костях

Монгольская народная республика находилась в орбите влияния большевиков с 1921 года, и СССР активно помогал развивать экономику «второй в мире социалистической страны». Ещё в 30-х годах при посредстве советской стороны в Монголии появились первые железные дороги. Их строительство прервалось на период Великой Отечественной войны, но возобновилось сразу после её завершения. Работы велись Главным управлением лагерей железнодорожного строительства – одним из «филиалов» ГУЛАГа.

 

«Символом послевоенного сотрудничества СССР и МНР явилась Улан-Баторская железная дорога (УБЖД), при строительстве которой монгольская земля была обильно полита кровью тысяч советских заключённых», — отмечают исследователи Сергей Филин и Лувсанцэрэн Дугаржав.

45 тысяч зэков в 1946 году прокладывали железнодорожную ветку Сухэ-Батор – Улан-Батор. А в 1947-1949 годах буквально на костях спецконтингента СУ-505 в степи появился участок Наушки – Улан-Батор. Руководил строительством генерал-майор Фёдор Гвоздёвский. По некоторым данным, на прокладку «Дороги дружбы» было брошено 80 тысяч человек, в том числе 3 тысячи бывших «власовцев». Базировавшийся в районе города Сухэ-Батор исправительно-трудовой лагерь ГУЛЖДС также занимался эксплуатацией оловянных и вольфрамовых месторождений Монголии. Кроме того, зэки привлекались, например, к ремонту советского посольства в Улан-Баторе.

«Сайн-эры»

Жители центральных аймаков Монголии по сей день передают друг другу истории о «сайн-эрах» — беглых советских военных, обосновавшихся в лесах и горах. Судьбы некоторых из них выяснили местные журналисты. Например, в Монголии отбывал срок бывший снайпер 12-го гвардейского полка Сусаев, лишённый звания Героя Советского Союза. Наряду с многими советскими военнопленными он был причислен к Русской освободительной армии генерала Власова и осуждён. С 1948 года Сусаев работал на руднике Цэнхэрмандал, а через 2 года вместе с шестью другими зэками совершил побег. Несколько лет «власовец» скрывался от солдат и чекистов на горе Хуулий-хан. Местные жители прозвали Сусаева «Коричневоусым». Выманить беглеца из укрытия в 1954 году удалось чекистке Катерине, которая притворилась студенткой практиканткой. На открытой местности его ждали снайперские пули.

Другим «сайн-эром» был, как рассказывают монголы, экс-майор со странной фамилий Газель, который бежал с того же рудника. Ему удавалось скрываться как минимум до середины 1960-х годов.

 

Дорога на Пекин

Последним крупным монгольским проектом, в котором были задействованы советские заключённые, стала линия из Улан-Батора в Пекин. Спецконтингенту СУ-505 в 1952 году поручили провести подготовительные работы к сооружению этой дороги. Но уже в марте 1953 года, после смерти Сталина, «железнодорожное» управление ГУЛАГа было упразднено. Достраивать линию пришлось вольнонаёмным сотрудникам МПС, а также солдатам отдельной железнодорожной военно-строительной бригады.

Добавим также, что в указанные годы в МНР имелись и собственные исправительные лагеря, где тоже работали русские заключённые – потомки бежавших в Монголию казаков белого атамана Семёнова и других политически «неугодных» переселенцев дореволюционных и первых послереволюционных лет.

Тимур Сагдиев

https://russian7.ru/post/pochemu-zyeki-gulaga-stroili-zhelez...


Источник: Почему зэки ГУЛАГа строили железные дороги в Монголии
Автор:
Теги: ГУЛАГ дорога Монголия Почему 1948

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как возят лес в Монголии
Как возят лес в Монголии
0
Сад огород дача и все самое интересное 21:13 28 май 2021
Высокоскоростные железные дороги Турции
Высокоскоростные железные дороги Турции
0
Жизнь прекрасна 15:00 21 фев 2017
Транссиб: как строили главную железную дорогу Евразии
Транссиб: как строили главную железную дорогу Евразии
0
Интересный мир 01:25 17 авг 2016
Почему разошлись дороги солистов «Чай вдвоём»
Почему разошлись дороги солистов «Чай вдвоём»
1
Интересный мир 22:11 16 дек 2022
Почему в советских квартирах строили такие крошечные кухни
Почему в советских квартирах строили такие крошечные кухни
0
Человек познаёт мир 12:30 23 июл 2023
Как устроены высокоскоростные железные дороги Турции
Как устроены высокоскоростные железные дороги Турции
0
Жизнь прекрасна 08:45 29 мар 2017
Ужасы ГУЛАГа: какой была жизнь в советских лагерях
Ужасы ГУЛАГа: какой была жизнь в советских лагерях
4
Интересный мир 10:55 17 мар 2017
Пейзажи Монголии
Пейзажи Монголии
0
Интересный мир 07:10 07 июл 2016
Хватит Монголии
Хватит Монголии
0
Интересный мир 07:40 07 ноя 2016
Почему важно молчать: 3 мудрости
Почему важно молчать: 3 мудрости
17
Сайт обо всём и для всех 17:17 09 апр 2024
Почему мужчина уходит от женщины — вечный вопрос
Почему мужчина уходит от женщины — вечный вопрос
16
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 00:46 02 сен 2023
22 реально существующих дороги, ведущих из этой реальности в другую
22 реально существующих дороги, ведущих из этой реальности в другую
6
Интересный мир 07:05 05 окт 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства