Великая Отечественная война поставила перед советскими войсками немало трудных задач. В частности, нашим бойцам нередко приходилось форсировать разнообразные водные преграды. Нередко на противоположном берегу их ждали укрепления построенные противником.
Особенность российского рельефа местности такова, что западный берег протекающих у нас рек всегда выше, чем восточный. Поэтому форсировать реки в направлении с востока на запад сложнее, чем в обратном направлении. Гитлеровцы, пользуясь преимуществом высот, старались серьезно укрепить оборону, в то время как наши бойцы были вынуждены форсировать водные преграды «в лоб», с ходу, в крайне короткие сроки.
Наступательный порыв войск во многом был подогрет директивой Ставки ВГК от 9.09.1943 года. В ней говорилось, что командиры и бойцы частей, быстро и решительно форсировавшие реки, особенно крупные, подобные Днепру и Десне, будут представлены к наградам. В документах ЦАМО (ф. 422, оп. 10496, д. 178), а также в «Сборнике боевых документов Великой Отечественной войны» указывается, что по вводимому правилу командующие армиями предоставлялись к ордену Суворова I cтепени, командиры крупных соединений награждались орденами Суворова II степени, командиры полков и батальонов – тем же орденом III степени.
Бойцы, форсировавшие Днепр под Смоленском и ниже по течению, а также реки с подобными непростыми условиями, могли рассчитывать на звание Героя Советского Союза.
Столь беспрецедентные возможности награждения обосновывались необходимостью стремительного броска, не давая противнику шансов на сопротивление. Это стало новшеством в военном искусстве. До директивы войска, упершиеся в преграду, должны были остановиться, а форсирование производить только после тщательной подготовки.
Первой крупной водной преградой, которую предстояло взять с ходу, был Днепр. В низовьях ширина реки достигала трех километров, а противоположный, высокий и крутой берег, вермахт превратил в укреплённый район с продуманной фортификацией. Неприступный Восточный вал казался фашистам вполне надежной преградой, за которой удастся даже зазимовать…
Первые советские воины 22-23 сентября преодолевали реку «своими силами». Плавсредств катастрофически не хватало, в дивизиях в наличии оказалось всего 16 надувных лодок, пять лодок чуть большего размера и около десятка плавкостюмов. Выйдя к Днепру, 37-я армия оказалась на пустом берегу. Немцы были уверены, что в сложившейся ситуации частям РККА потребуется не меньше месяца, чтобы начать переправу. Ну не по дну же бойцы пойдут!
Дважды Герой Советского Союза П. И. Батов в книге «Форсирование рек. 1942-1945 гг.» вспоминал, что спешно восстанавливались старые рыбачьи лодки. Для затыкания дыр заготавливалась ветошь, черпаки. Быстро вязались простые плоты из разобранных фрагментов деревянных домов. По сравнению со всеми остальными плавсредствами, создаваемыми бойцами на ходу из любых подручных средств, старые лодки и кое-как связанные плоты казались почти флотилией…
Температура воды в конце сентября уже была около 5 градусов, немецкие орудия и пулеметы с правого берега непрерывно стреляли. Британский журналист и военкор А. Верт в книге воспоминаний «Россия в войне. 1941-1945» писал, что советским бойцам удалось совершить подвиг. Пользуясь ночной темнотой, десятки тысяч людей одномоментно начали форсирование мощной водной преграды.
Стоило советским войскам, маршем идущим к Днепру, достигнуть реки, они начали сразу же переправляться на рыбацких лодчонках, собранных из чего попало плотах, пользуясь связанными бочками и всем тем, что хоть как-то позволяло удержаться на плаву. Бойцы форсировали реку под безостановочным вражеским огнем, без артиллерийской поддержки, не имея никаких специальных навыков, уцепившись за все, что попалось под руку и хоть как-то держится на воде. При этом многие солдаты не умели плавать.
Историк и журналист Константин Залесский, написавший множество книг о войне, подчеркивал, что советские войска пренебрегли канонами военного искусства того времени. Они не остановились на левом берегу, не подтянули резервы и не подготовили плавсредства. И они же не позволили немцам укрепить еще больше правый берег Днепра и подтянуть дополнительную артиллерию. Советским командованием было принято решение форсировать реку с ходу.
По воспоминаниям очевидца, полковника в отставке И.В.Ковалёва, заслужившего в ходе форсирования орден Красной Звезды, ему довелось переправляться через Днепр в 12-местной лодке. Дивизия, в которой воевал Ковалёв, укомплектована была из бойцов, призванных из республик Средней Азии и никогда не видевших больших рек, не умеющих плавать. А им предстояло переплыть широкую реку под шквалом огня. Из шести лодок уцелело только три. Река была красна от крови, но несмотря на отчаяние и страх бойцы двигались к цели – противоположному берегу.
Потери РККА были огромны. Полки потеряли до 60% личного состава, демонстрируя героизм и удивительную стойкость. Например: до форсирования Днепра 519-й полк мог похвастаться двумя Героями Советского Союза, после – их стало двадцать восемь! После завершения операции и благодаря директиве Ставки случился «золотой звездопад», превзошедший все остальные битвы Великой Отечественной войны. Звание Героя Советского Союза получили одновременно 2 438 участников операции.
Командование учло опыт днепровской переправы. Если форсирование Днепра велось, в основном, на подручных и местных плавсредствах (до 80% от общего числа переправочных средств), то преодоление Одера уже велось организованно, а подручные средства составили всего 10%. После того, как бойцы переправлялись на правый берег, в дело вступали саперы и налаживали переправы-времянки.
Сергей Василенков
Комментарии (0)