В 90-х годах прошлого века Россия вновь начала войну на Кавказе. Как и более ста лет назад русская армия была вынуждена вести боевые действия в горах и ущельях, где быт и нравы мало изменились со времен имама Шамиля. Тогда же весь мир облетели кадры, на которых русские солдаты въезжают в захваченные города и селения «на броне», то есть не внутри бронемашин, а сидя на них. Западный мир недоумевал, причем не только гражданские, но и многие военнослужащие. Солдат на БТР – это же идеальная цель для снайпера, говорили одни. Другие же задавались вопросами о природе такого явления: геройство, безрассудство или извечное русское «прокатит»?
Западные страны с 1945 года не участвовали в войнах на своей территории. Советская же, а позже и российская армия, со дня капитуляции Японии участвовала в нескольких полномасштабных военных конфликтах, в том числе и в границах своего государства. Многим людям, не имевшим реального опыта боевых действий, было действительно очень трудно понять, что находиться «на броне» по целому ряду причин - гораздо безопаснее, чем внутри бронемашины.
Привычка – вторая натура
На самом деле, привычка русских солдат ездить «на броне» уходит своими корнями в начало 40-х годов. На фотографиях времен Великой отечественной войны можно увидеть знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят советские солдаты. Когда приходилось наступать в условиях бездорожья, танки были идеальным транспортным средством для переброски пехоты на передовую. Однако ни о каких БТР в то время не было и речи. Все производственные ресурсы страны были брошены на производство танков и артиллерийских установок, более востребованной на фронте техники. Так что пехоте приходилось рассчитывать на удачу и на то, что немецкая пуля не собьет под гусеницы многотонной машины. Сразу же после войны Советская армия начала разработку первых бронемашин, поступивших на вооружение в конце 40-х — начале 50-х годов. Однако их первое серьезное испытание сразу же вскрыло многочисленные минусы.
Ненадежная защита
О проблемах, с которыми машины БТР-70 столкнулись в реальных боевых условиях Афганской войны, подробно рассказывает доктор военных наук В. Г. Григорьев в статье «История бронетранспортеров». Помимо большого расхода топлива и высокой пожароопасности двигателей, главным недостатком БТР-70 была недостаточная толщина брони. Во время Афганской войны они получили даже полупрезрительное прозвище «жестянки». Находившийся внутри экипаж был защищен только от стрелкового оружия. Если же машина становилась целью гранатомета или наезжала на фугас, с большой долей вероятности всех, кто находился внутри, ждала гибель. У тех, кто находился "на броне" был шанс просто улететь в кювет, но остаться в живых, отделавшись ушибами и ссадинами.
После Афганской войны традицию езды «на броне» продолжили российские военнослужащие, принимавшие участие в Чеченский кампаниях. В войнах на Северном Кавказе также использовался БТР-70, а также его улучшенная с учетом афганских ошибок версия БТР-80. Однако на Кавказе российская армия вновь имела дело с противником, хорошо знающим сложную местность. Боевики крайне редко вступали в открытый бой, предпочитая тактику партизанской герильи: засады, установки фугасов на пути следования федеральных войск и т. д. Поэтому солдатам всегда приходилось быть начеку, чтобы вовремя заметить угрозу и перейти в боевую готовность. Оперативно спрыгнуть с брони и использовать её как укрытие, а в случае подрыва бронемашины отойти на безопасное расстояние – все это было жизненно важными преимуществами в условиях войны на чужой территории.
Вынужденная мера
Есть и еще одно, более прозаическое объяснение массовым поездкам «на броне». Как уже отмечалось, и Афганская, и Чеченские войны проходили на враждебной территории. А это означало, что каждая группировка войск должна была иметь при себе достаточный запас боеприпасов в случае окружения или иных непредвиденных ситуаций. Любопытную деталь можно найти в отчете о снабжении 40-ой армии во время войны в Афганистане. Дополнительные ящики с боеприпасами рекомендовалось размещать в десантном отделении. Выходит, что солдаты вынужденно пересаживались на броню из-за того, что внутри БТР был забит боеприпасами. Иными словами, автономность группировки повышалась за счет безопасности солдат.
Разумеется, риск получить пулю, находясь «на броне», достаточно высок. Однако если пуля и может просвистеть мимо, то в случае подрыва на фугасе мучительная смерть в «жестянке» будет гарантирована всем членам экипажа. Так уж повелось, что не доверяют наши воины бронемашинам, предпочитая надеяться на солдатскую удачу.
Это хитрость вызывала сильное удивление у солдат НАТО, ведь являлась грубым нарушением устава. В западных странах, где армия является контрактной, подобные нарушения являлись поводом не платить солдату страховку.
Игорь Кончаковский
Комментарии (0)