Столкновение птиц с самолетами может приводить к неожиданным и не очень приятным последствиям. Поэтому пилотов даже обучают специальным действиям, которые можно предпринимать в таких ситуациях. К счастью, реальную проблему такое столкновение может представлять лишь изредка.
Каковы шансы
Столкновения происходят достаточно часто, другое дело – насколько они опасны
В Европе показатель столкновения птиц с самолетами равен примерно 10 тысячам, тогда как в России он составляет 7 тысяч случаев. Но к повреждению самолетов приводит, к счастью, только 5% из них. Обычно, согласно мерам предосторожности, если произошло такое столкновение, то пилоты сажают самолет в ближайшем аэропорту, а все пассажиры должны пересесть на другой рейс с другим экипажем. Иногда полученные самолетом повреждения оказываются достаточно серьезными, и возникает внештатная ситуация.
Почему птица может врезаться в самолет
На некоторых высотах шансы на «встречу» повышаются
Птицы, как правило, не летают на такой высоте, которую используют для полетов самолеты. Поэтому столкновения, в основном, происходят на высоте до 150 метров от земли, то есть, когда самолет садится или взлетает. Скорость авиалайнера в такие моменты не так высока, а осуществить быстрый маневр, чтобы уклониться, он не может. Многое зависит от того, в какую часть самолета ударится птица.
Самым опасным считается столкновение, при котором птица попадает в двигатель. Современные крупные двигатели, в соответствии со стандартами безопасности, могут спокойно пережить столкновение с птицей весом до 3,5 кг. При этом не должно наблюдаться быстрого и опасного выброса осколков сломавшихся лопастей из двигателя. То есть при попадании птицы такого размера, двигатель «поглощает» ее, лишь немного ломая лопасти. Более крупные «живые снаряды» могут привести к отказу двигателя. Ломающиеся одна за другой лопасти в итоге приведут к возникновению пожара.
Как пилоты выходят из такого положения
Попадание птицы в один двигатель не так критично, потому что пилоты могут удачно посадить самолет и на одном двигателе
Пилоты вполне могут совершить посадку и на одном двигателе, если во втором возникла такая проблема. Но другое дело, если птицы попадают в оба двигателя сразу, что может случиться при встрече самолета со стаей пернатых. Тогда, если высота будет в 3-4 тысячи метров, то пилоты обычно совершают жесткую посадку. А вот если борт еще не набрал высоту и, к примеру, только взлетает, то с маневрами все будет хуже – придется сажать самолет, что называется «где придется», то есть практически на любую поверхность.
Неплохо помогает в таких случаях вспомогательная силовая установка, представляющая собой двигатель небольшого формата, в котором имеется турбина, вырабатывающая энергию. Благодаря ей активируются все агрегаты самолета, необходимые для работы – приборная панель и рули управления. Аэропорты и самолеты оснащаются специальными устройствами, которые с помощью акустических приемов отпугивают птиц. Но пока проблема окончательно не решена, поэтому время от времени у птиц и самолетов все же происходят «незапланированные встречи».
Комментарии (1)