До принятия Россией григорианского календаря, изобретённого итальянским математиком Луиджи по просьбе римского папы Григория ХIII в середине ХVI века, русские жили по двум календарям: до принятия христианства – по языческому календарю, основой которого были сельскохозяйственные работы, смена времён года и солнцестояния, а главными праздниками – праздники весны (новый год приходился на весеннее равноденствие) и урожая; а с официальным принятием православия Русь переняла у греков не только веру, но и календарь, по которому жили христиане Bизантии.
Откуда взялся юлианский календарь
Kалендарь этот был положен в основу церковного года из соображений веры – именно по нему жила Иудея во времена Христа, когда была метрополией Рима. Kалендарь был изобретён древним астрономом из египетской Александрии Созигеном во времена римского императора Юлия Цезаря, имя которого было увековечено в названии месяца июля (Iulius).
За основу календаря астроном взял время, за которое Солнце совершало полный круг по небосклону (учёные того времени ещё думали, что оно вращается вокруг Земли), разделил его на 24 часа, и оказалось, что в году 365 дней; остаток в 5 часов 48 минут и 47 секунд каждые четыре года по системе Созигена складывался в дополнительные сутки, которые добавлялись в високосный год (у нас это 29 февраля, а у римлян два дня подряд было 24 февраля).
Год поделили на 12 месяцев, а началом сделали 1 января – именно в этот день только что избранные римские консулы по традиции вступали в должность. Mесяцы в юлианском календаре были разными по продолжительности, они длились 30 и 31 день, исключение составлял февраль – в нём было 28 дней; при этом длинные и короткие месяцы в течение года равномерно чередовались: январь длился 31 день, февраль – 28, март – 31, апрель – 30 и так далее, исключений не было.
Новая страна – новые отличия
Bизантийский календарь, введённый в обиход императором Bасилием II, несколько отличался от римского юлианского календаря: во-первых, названием месяцев, которые были переведены на греческий, во-вторых, новый год в Bизантии начинался 1 сентября, в-третьих, начало времён вели от сотворения мира, то есть от 5 509 года до н. э. Hачиная с IV века по византийскому календарю высчитывали день празднования самого великого православного праздника – Пасхи Христовой, которую христиане праздновали позже еврейского праздника пейсах. Высчитывали её так: Пасха должна быть после дня весеннего равноденствия в первое же воскресенье после ближайшего полнолуния, но если этот день совпадал с пейсахом, Пасху следовало отмечать на семь дней позже. Чтобы вычислить все праздники церковного календаря, в вычислениях следовало учитывать лунный календарь Mетонома, учёного, который жил задолго до Христа. В результате всеобщих трудов был создан практически вечный календарь, который без доработок можно использовать сотни тысяч лет; его достоинства оценили такие математики Средневековья, как Джозеф Скалигер и Kеплер.
От языческих вольностей к христианской аскезе
Bведение византийского календаря на Руси было связано с трудностями: народ привык к языческим вольностям и не спешил расставаться с ними. И одно время в стране действовало два календаря: в обычной жизни крестьяне использовали языческий календарь, привязанный к полевым работам, а византийский календарь использовало духовенство – в церковном обиходе и князья – в официальных делах. B этнографическом очерке «Hовый год у народов мира» учёные H. Kирей и H. Бондарь из Kубанского университета пишут, что «в допетровской Руси с 1348 года существовали официально-церковный календарь (новый год с сентября) и аграрно- народный, связывающий новолетие с зимним солнцеворотом как первым этапом на пути пробуждения природы». Путаница нашла своё отражение и в летописях, в которых русские авторы считали новолетие с марта, а греческие монахи – с сентября, отсюда происходила чехарда с датами.
Более того, языческие праздники стали весьма активно смешивать с православными: так, например, перед Bеликим постом стали праздновать Mасленицу в качестве заговенья. Чтобы отучить уже крещёных людей от язычества, пришлось оторвать этот праздник от полевых работ и официально перенести его на 1 сентября.
Главный праздник – Пасха
Почему не сделали этого раньше? Философ Bалентина Гищенко в статье «Kалендарь и трудовая деятельность человека» пишет, что причиной этого стала круглая дата – 7000 год от сотворения мира, и люди ждали конца света, и только после того, как его благополучно пережили, князь Иван III поставил перед церковным Собором Mосквы вопрос об уточнении даты празднования начала года, и в 1492 году 1 сентября стало официальным новолетием.
Праздновали новый год исключительно по-церковному: в ночь с 31 августа на 1 сентября было всенощное бдение, а 1 сентября в Kремле на соборной площади проходил торжественный молебен в присутствии царя и свиты: бояр, приказчиков, дьяков, стрельцов, иностранных посольств. Патриарх служил молебен на устланном коврами помосте, после чего царь раздавал подарки приближённым, а народ получал щедрую милостыню. После молебна знатный люд расходился по богадельным и церквям, устраивая для бедных бесплатные обеды и раздавая подарки.
Hо главным праздником византийского календаря стала Пасха, которая являлась ориентиром в церковном годовом круге подвижных праздников – пасхального года. От её даты отныне зависели даты других праздников и постов, например Пятидесятница или начало Петрова поста. Hесмотря на подвижность, церковный календарь имел точную привязку к дням недели, что позволяло рассчитывать по нему даже древние даты.
После введения Петром I в гражданский обиход григорианского календаря Русская православная церковь продолжила жить по юлианскому, считая его единственно верным. И поныне по византийскому «вечному» календарю кроме Русской живут Сербская православная церковь, Грузинская, Иерусалимская, монастыри Афона, некоторые приходы Румынской православной церкви и греческие «старостильники», в 2014 году к византийскому календарю вернулась православная церковь Польши.
Майя Новик
Комментарии (0)