Военные походы чукчей вплоть до XIX века были частым явлением. Чукчи воевали с соседями – с коряками и юкагирами, с дальними соседями – американскими эскимосами и с русскими казаками. Во время межродовых конфликтов они старались обходиться миром, но во время войн с другими народами чукотские мужчины становились беспощадными и свирепыми бойцами.
Как пишет исследователь Александр Константинович Нефедкин в книге «Военное дело чукчей», слух о войне быстро распространялся по тундре. По традиции чукчи помогали друг другу, поэтому мужчины – родственники, друзья и соседи быстро съезжались на стойбище, хозяин которого объявил войну или решил участвовать в кровной мести. Чаще всего в походы отправлялась молодежь, жаждущая воинской славы, а ядро войска составляли опытные воины во главе со старейшиной – самым сильным и смелым бойцом.
Каждый чукча с детства владел оружием: луком, копьем, палицей, ножом. В бою тело его покрывали доспехи, доходящие до пят, голову защищал шлем. Обычная тактика была следующей: на противника выступало ядро войска из наиболее опытных воинов, а те, кто помоложе и послабее создавали два крыла. Они обходили противника с флангов и окружали его. Бой начинался с обстрела врага из луков, а затем бойцы вступали в рукопашную, используя копья и сокрушая черепа врагов тяжелыми палицами.
Чукчи дрались подолгу, исступленно, доходя до изнеможения. Поэтому перед боем чукотские воины поддерживали боевой дух разными способами: в ход шли одурманивающие вещества, военная магия и боевая раскраска.
Пили и ели
Немецкий медик Йоган Готлиб Георги писал, что народы Чукотского полуострова перед боем прибегали к грибам. Они их резали на кусочки и ели. Иногда доходило до того, что человек совершенно терял связь с реальностью, погружаясь в мир галлюцинаций, бросался в пекло боя и погибал, не осознавая реальности и не понимая границы собственных сил.
Иногда для опьянения использовали не сами грибы, а пили мочу человека или оленя, которые перед этим ели грибы – это воздействовало на психику еще сильнее.
После прихода в регион русских, грибы стали заменять алкоголем.
Надеялись на шаманов и на заклинания
Чтобы победить, чукчи прибегали к помощи шаманов, которые в обязательном порядке участвовали в походах.
Если отряд сбивался с пути, шаман своими магическими заклинаниями отыскивал правильную дорогу. Шаман «наводил» на местность туман, чтобы чукчи могли под его покровом бесшумно подобраться к врагу как можно ближе. Или «наводил» на море шторм, чтобы остановить преследователей после неудачного боя или «наводил» на тундру бурю, чтобы преследователи потеряли своих оленей и не могли преследовать побежденных.
Как писал в книге «Чукчи» этнограф Владимир Германович Богораз, перед боем чукчи пели особые заклинания, в которых в определенной последовательности описывались необходимые действия во время боя. Таким образом воины заранее «проживали» то, что их ждало в бою, и страх пропадал.
Прибегали и к «услугам» черной магии: наводили на врагов порчу и болезни. Если кто-то во время похода внезапно умирал, виновником смерти считали врага.
Чукчи были очень суеверны, все носили на шее или пришивали к одежде защитные амулеты: антропоморфные фигурки духов, кожу ласточки, крючки или ложки. Перед боем каждый воин проверял, все ли амулеты на месте и навешивал на себя дополнительные обереги.
Плясали и приносили жертву
Береговые чукчи перед боем исполняли военный танец. Они собирались на возвышенностях, запевали хором боевую песню, рассказывающую о воинских подвигах предков, и по очереди плясали и скакали под монотонные удары в бубен. Движения их были ритмичными и отработанными, а звук бубна погружал воина в транс. Обряд использовали, чтобы исключить волнение перед боем и обрести бесстрашие. Иногда плясал только старейшина, а остальные пели, настраивая себя на сражение.
Перед битвой приносили в жертву наиболее ценных животных – оленей или собак. Так же поступали и в том случае, когда вступали на чужую землю. Жертвоприношение должно было задобрить злых духов – келэ, которых боялись гораздо больше врагов. Местом обитание келэ считали землю и поэтому ее щедро поливали жертвенной кровью.
Даже начало боевых действий часто зависело от исхода жертвоприношения. Враждующие стороны вставали друг против друга, каждая из сторон приносила в жертву оленя, Если одно из животных падало головой в сторону врага, его владельцы начинали бой первыми.
Бывало и так, что в жертву духам приносили человека; часто жертвой становились пленные казаки, а в 1812 году чукчи на Чаунской губе едва ритуально не зарезали протоиерея Григория Слепцова. Жизнь священнику спас старейшина, в последний момент вмешавшийся в обряд.
Боевая раскраска
Для придания себе смелости и для устрашения врагов чукчи наносили на лица боевую раскраску. Она не только придавала воинам жуткий вид, но и служила оберегом. Нефедкин писал, что они «чернили» лица графитом или раскрашивали его охрой, «чтобы не было видно страха».
После боя чукчи мазали лица кровью врагов и наносили на тела татуировки – по количеству убитых. Рисунки делали на руках и над бровями – в виде схематических человечков. В старину после убийства врага накалывали точку на внутренней стороне правого запястья.
После боя чукчи приносили духам жертву и совершали обряды над головами убитых врагов. Иногда голову врага хранили как защитный амулет, отпугивающий других врагов. Тело врага могли разрезать на части, высушить и тоже использовать как амулет.
Часто после боя проводили особый обряд, во время которого в качестве благодарности мазали кровью оружие и устраивали с ним пляску-пантомиму, сопровождая ее песней, рассказывающей о силе и ловкости воина.
Майя Новик
Комментарии (0)