Главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», забрал Рубен Эстлунд, со своей сатирой на капиталистов и олигархов. Рассказываем о его фильме, и других победителях.
Треугольник печали (2022), реж. Рубен Эстлунд
Кадр из фильма
Пять лет назад молодой шведский режиссер Рубен Эстлунд показал в Каннах «Квадрат» — сатирическую комедию о
том, как страшно далека буржуазия от простого народа. Герой «Квадрата»,
утонченный интеллигент и сноб, знаток современного искусства, по воле случая
оказывается в спальных районах Стокгольма и чувствует себя там примерно
так же, как если бы наш обитатель Рублевки внезапно проснулся где-нибудь в
Северном Измайлово. «Квадрат» получил «Золотую Пальмовую Ветвь», и Эстлунд
сделал правильные выводы: в своем новом фильме он вывел критику современного
капиталистического общества далеко за пределы Стокгольма.
Действие «Треугольника печали»
(Золотая пальмовая ветвь) начинается
на роскошной яхте, а заканчивается на необитаемом острове. После неудачного
ужина, жестокого шторма и нападения пиратов, выжившие миллионеры, олигархи и их
любовницы, должны как-то выжить в еще более экстремальных обстоятельствах – палящее
солнце, пресной воды нет, еды тоже – и нигде не прячутся операторы реалити-шоу
«Последний герой». Миллионы на оффшорных счетах бессмысленны, и уж тем более
бессмысленны амбиции и «понты», которыми они по привычке продолжают
обмениваться. На роль альтер-эго режиссер назначил Вуди Харрельсона, который
играет вечно пьяного капитана яхты, марксиста-лениниста (между прочим!).
Очень надеемся, что при всех сложностях «Треугольник печали» доберется
до наших кинотеатров – это очень свежее (несмотря на сцену отравления
морепродуктами) кино.
Близко (2021), реж. Лукас Донт Кадр из фильма
Чего не скажешь про других победителей Канн, каждый из
которых в большей или меньшей степени эксплуатирует социально ангажированную
«повестку». «Близко» Лукаса Донта (Гран-при) рассказывает о нежной дружбе
двух тринадцатилетних мальчиков. Нет, это не история о гомосексуализме, но
история о том, как сильно влияет общество на сексуальное определение детей. В
целом, тема важная и нужная, но режиссер эксплуатирует ее слишком явно,
используя «запрещенные» приемы: под звуки классической музыки два
ангелоподобных ребенка бегут по цветочным полям (тут кому-то непременно
вспомнятся «Звуки музыки»). Но мальчики, сыгравшие в «Близко» главные роли –
Иден Дамбрене и Густав де Ваэле – настоящее открытие.
Лукас Донт разделил Гран-При с Клер
Дени – матриархом французского арт-хауса. Дени остается верна себе: она по-прежнему
снимает драмы о «бремени белого человека». Действие «Звезд в полдень» происходит в Никарагуа, в разгар революции 1984
года (сама Клер Дени провела детство и юность в Африке). На фоне «черной»
революции развивается бурный роман англичанина и американки – красивые белые
люди пытаются выжить в иной для них системе ценностей.
Лучшую женскую роль в Каннах получила Зара Амир Эбрахими в «Священном
пауке» — это история про религиозного маньяка, убивающего проституток в
небольшом иранском городке. По сюжету напоминает какой-нибудь «Зодиак» (тем
более что тоже основан на реальных событиях), но на самом деле «Священный паук» — полностью противоположен по смыслу. Таинственный убийца становится почти что
национальным героем, в то время как его жертвы, и другие женщины (к примеру,
журналистки) оказываются действительными изгоями. Интересно (но вполне
закономерно), что фильм об Иране был снят без участия самого Ирана: режиссер
Али Аббаси воспользовался помощью Европы: Дании, Германии, Швеции и Франции.
Священный паук (2022), реж. Али Аббаси Кадр из фильма
Ну и напоследок о «Жене Чайковского»
Кирилла Серебренникова: единственный фильм от России ожидаемо ничего не
получил. Но спасибо и за то, что пустили в конкурс – надеемся, в следующем году
русское кино сможет отыграться.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)