Официальные и негласные, бытовые и служебные запреты преследовали наших военных во время войны в Афганистане ежедневно. Некоторые из них исходили свыше и были приняты из логических соображений, но львиную долю солдаты вырабатывали на своем опыте, вкусив горечь службы.
Заповеди советского солдата
Общие ограничения, с которыми сталкивался боец, проходивший службу в ДРА, были записаны в своеобразной машинопечатной или даже рукописной брошюрке из папиросной бумаги. Текст для наглядности дополнялся иллюстрациями. Наставления не являлись правовым документом, не содержали никаких указаний на исходные официальные акты или органы, их принявшие, однако нарушители все равно несли ответственность по всей строгости. Последствия люди испытывали и на своей шкуре: болели, получали травмы, конфликтовали с местными.
Итак, какие же ограничения содержали эти непреложные заповеди? От банальных (соблюдать законы СССР, советских республик, Уголовный кодекс и не нарушать общественного порядка в местах дислокации) до специфических, основанных на особенностях местного жизненного уклада. В частности, запрещалось использовать граждан Афганистана на военных работах и при обслуживании военных городков, производить досмотр подозрительных афганцев без присутствия персонала афганских армии, МГБ и МВД (церандоя). Эти меры продиктованы политико-правовыми и союзническими обязательствами стран.
Кроме того, предусматривались запреты, призванные предотвратить недовольство рядовых граждан. К примеру, нельзя было разбивать стоянки вблизи мест религиозного значения и общественных источников воды, поскольку мусульманские женщины в таком случае должны были бы избегать молодых мужчин – и терпеть жажду.
К сожалению, тяготы войны и службы порой приводят к поискам способов «отвлечься» — а значит множество устных и письменных запретов касалось приобретения алкоголя и наркотиков у афганских торговцев, легальных и не очень. Также командование озаботилось вопросами самочувствия бойцов – им следовало избегать непроверенных источников питьевой воды и пищи. Изможденные переходами и беспощадной жарой солдаты нередко оказывались в лазаретах с отравлениями, причем зачастую это было вовсе не связано с подрывной деятельностью моджахедов.
Однако, общепринятые способы морального отдохновения солдат также не избежали запретов. Александр Ляховский в книге «Трагедия и доблесть Афгана» отмечает, что хоть каждому человеку в трудный час нужна поддержка родственников, писать домой о своей жизни и службе было нельзя. Люди либо писали письма «для себя», не отправляя, либо их личная корреспонденция изымалась при пересылке, из соображений цензуры в советских СМИ.
Уроки жизни
Помимо официальных установок, солдаты вырабатывали и собственные правила, спасавшие жизни, честь и достоинство их братьев по оружию.
Прошедший двухлетнюю службу в ДРА полковник запаса пограничных войск Владимир Жерняков вспоминал, что погранцы никогда не оставляли тела товарищей на поле боя, никогда не сдавались в плен. Судьба каждого сослуживца была ему известна — вернулся он домой или погиб, выполняя свой долг перед Родиной.
Евгений Барышев, бывший командиром разведгруппы отряда специального назначения 15-ой Джелалабадской бригады с 1986 по 1988 гг, приводит любопытное замечание: бойцы его подразделения не носили знаков различия, позволявших идентифицировать их как спецназовцев и устранить тем или иным способом. Так же это мешало моджахедам установить место дислокации особых противников.
Как вспоминал в своей книге «Никто кроме нас. Правда Афгана глазами солдата ВДВ» десантник Игорь Славин, штабное командование совершало множество необъяснимых (в некоторых описанных случаях – и вовсе преступных) действий в отношении солдат. Вплоть до сокрытия информации о боях. В контексте табу Игорь Геннадьевич отмечал, что у ребят отбирались личные вещи, даже мыло и бритвенные лезвия, не говоря уже о фотоаппаратах, письменных принадлежностях, каких-то мелочах, которые «тыловые крысы» считали лишними в походе или которые можно было передать впоследствии родне, как свидетельства службы в Афганистане.
Игорь Чухряев
Комментарии (0)