Легенда об этом месте переходила от поколения к поколению. Мол, высоко-высоко в горах будто бы есть озеро, берега которого усеяны человеческими костями. История выглядела очередной страшной сказкой, основной задачей которой было пугать перед сном детей, но на этот раз все оказалось правдой. Озеро обнаружили в 1942 году, и вокруг него действительно лежали скелеты, когда-то бывшие людьми. Очень много скелетов. При последующем изучении останков было установлено, что все эти сотни несчастных погибли в результате одного катастрофического события, но, как утверждают новейшие исследования, проходящие буквально сейчас, ситуация была еще загадочнее. Про перевал Дятлова знают все, но мы рассказываем о куда более малоизвестном озере Роопкунд, где на высоте в пять километров в Гималаях нашли свою смерть полтысячи человек.
Не гневите мстительных богинь
Национальный парк Нанда-Деви в Индии — одно из самых живописных мест страны. Покрытые сочной зеленью предгорья западных Гималаев сменяются острыми заснеженными пиками «Крыши мира», величайшей (и высочайшей!) из всех горных систем планеты. Пространство для подвигов и место многочисленных человеческих трагедий. Одна из них стала достоянием планеты летом 1942-го, когда смотритель парка Хари Кишан Мадвал в ходе одного из своих обычных походов по территории заповедника сделал страшную находку. На склоне горы Трисул, семитысячника, расположенного недалеко от местной главной вершины, он обнаружил маленькое озеро глубиной около двух метров. Конечно, это было дело случая: бо́льшую часть года до него просто невозможно добраться. Проходы через перевалы проходимы лишь летом, когда сходит снег, а сам водоем освобождается ото льда лишь на месяц. И только в этот короткий период можно было заметить, чем Роопкунд, сейчас больше известный как «Озеро скелетов», отличается от своих бесчисленных безымянных аналогов. Его берега и даже его дно были усеяны человеческими костями.
Вряд ли господин Мадвал сильно удивился. Сообщения о существовании где-то высоко в Западных Гималаях такого объекта начали приходить еще в конце XIX века. На него наверняка случайно натыкались местные жители, зачем-то забредшие на высоту в 5020 метров. Возвращаясь в деревню, они, конечно, рассказывали о страшном озере односельчанам, слухи доходили и до ближайших городов, но и воспринимались они соответствующим образом. В этих местах была хорошо известна легенда о богине Нанда-Деви (в честь нее и была названа высочайшая местная гора, а затем и окружающий ее национальный парк) и о том, как жестоко наказала она непочтительных путников, вторгшихся в ее владения.
На склонах Нанда-Деви и сейчас находится святилище этой богини, вошедшей в индуистский пантеон. Каждые 12 лет вокруг него организуется фестиваль, частью которого является массовый поход по окрестностям горы, как сейчас сказали бы, пилигримка. В течение трех недель паломники бредут к святилищу, и их путь как раз проходит недалеко от Роопкунда. Одной из популярных историй, связанных с этим фестивалем, была легенда о доисторическом царе Джасдавале, отправившемся в паломничество к Нанда-Деви и решившем привлечь к этому мероприятию всю свою свиту. Среди сопровождающих было много музыкантов, танцовщиц и даже беременная царская жена. И вот, по легенде, остановившись на передышку у озера Роопкунд, царская свита принялась развлекаться и танцевать, насколько это можно было сделать на высоте в 5 километров, а жена царя еще и родила в ближайшей пещере. Богиня посчитала все это кощунственным развратом в собственных священных землях и наслала на наглецов шторм страшной силы, от которого те и умерли.
Как показали будущие исследования, скорее всего, в основе этого фольклора лежало реальное событие, настолько шокировавшее современников, что они пронесли устные воспоминания о нем через целое тысячелетие. Но, когда смотритель парка Мадвал рассказал о своей находке начальству, все подумали о доисторическом царе, его жене и их неподобающем поведении в последнюю очередь. Шел 1942 год, Вторая мировая, и сперва все решили, что на берегах Роопкунда были обнаружены погибшие японские диверсанты. Впрочем, даже любительский анализ скелетов показал, что останки слишком древние, чтобы принадлежать солдатам и офицерам императорской армии. Изучение их в последующие десятилетия доказало, что возраст костей насчитывает сотни лет, но сколь-нибудь точная датировка стала возможна лишь с развитием соответствующих технологий, в начале следующего, XXI века.
Загадки мертвых
Первое по-настоящему серьезное исследование скелетов с Роопкунда было проведено лишь в 2004 году, когда к озеру была организована большая научная экспедиция индийских и европейских ученых, спонсором которой стал телеканал National Geographic. Участники экспедиции обнаружили на месте груды костей, принадлежавших, по разным (более поздним) оценкам, 300—500 людям. Климат позволил сохраниться и деревянным, и кожаным артефактам, железным наконечникам оружия и даже фрагментам плоти. На «Большую землю» было эвакуировано около 30 скелетов, и их последующее изучение стало основой одного из эпизодов документального сериала «Загадки мертвых», вышедшего в 2005 году на телеканале Nat Geo.
ДНК-анализ, проведенный в Центре клеточной и молекулярной биологии в Хайдерабаде, позволил установить возраст останков. Оказалось, что погибшие у Роопкунда жили примерно в 850 году нашей эры (для сравнения, первое упоминание древнейшего города Беларуси, Полоцка, датировано 862 годом). В ходе дальнейшего исследования выяснилось, что в погибшей группе были выходцы из двух регионов планеты: во-первых, конечно, имелись местные жители (около 30%), но большинство составляли люди, по генотипу близкие к жителям Ирана.
Повторное изучение останков в 2015 году (анализировались 82 различных скелета) уточнило эти сведения. Датировка сместилась к VIII веку нашей эры, было подтверждено местное происхождение меньшей части группы, а большинство погибших идентифицировали как выходцев из средне- и ближневосточного регионов. Интереснее всего, конечно, была причина смерти. Что убило около пяти сотен человек на рубеже VIII—IX веков на высоте в 5000 метров над уровнем моря?
По утверждению Субхаша Валимбе, заведующего кафедрой антропологии университета индийского города Пуна, бывшего научным консультантом экспедиции National Geographic, характер повреждений на большинстве скелетов исключил версию оползня или лавины. Зато на черепах и верхней части туловища погибших были обнаружены следы от сильных ударов большими шарообразными объектами диаметром 8—9 сантиметров. Ничего паранормального, никакого массового самоубийства, ничего связанного с внезапным нападением врагов — мертвецы с Роопкунда, по мнению группы National Geographic, убиты градом. Не обычным, конечно, а колоссальным.
Это не выглядит фантастикой. Случаи выпадения гигантского града, жертвами которого становятся люди, на куда более малой высоте над уровнем моря фиксируются и сейчас, и в относительно недалеком, но документально подтвержденном прошлом. К примеру, в Бангладеш в 1986 году 92 человека погибли от градин размером с грейпфрут. В 1888 году в североиндийском штате Уттар Прадеш сыплющийся с неба лед убил по меньшей мере 230 человек. На фото ниже — градина, найденная в 2010 году в американском штате Южная Дакота.
Если с возрастом, происхождением и причиной гибели несчастных с Роопкунда все стало более-менее ясно, то вопрос, кем они были, оставляет пространство для интерпретаций. Наиболее популярная версия утверждает, что погибшие были паломниками, направлявшимися к святилищу Нанда-Деви, которых сопровождали местные жители-носильщики. В один не столь уж прекрасный день (или ночь) у безвестного горного озера их застиг ужасающий град, убивший всю группу или ее часть. Скорее всего, среди них были выжившие, благодаря рассказам которых и родилась вольно трактовавшая события легенда о дерзком царе Джасдавале, прогневавшего капризную богиню.
Новые данные (внезапно)
Казалось бы, в общих чертах человечество поняло, что же случилось на берегах гималайского озера, погоревало немного, смирилось и продолжило жить дальше, но не тут-то было. Изучение скелетов не прекратилось, и самые последние исследования принесли совершенно неожиданные результаты.
В конце 2017 года большая группа ученых из Гарвардского университета, немецкого Института Макса Планка и целого ряда других авторитетных научных учреждений
Оказалось, что индивидуумы, входящие в группу A, умерли действительно в районе VIII—IX веков, однако совсем не факт, что в результате одного катастрофического события (датировка жизни дает разбежку от начала VIII до начала IX века). При этом все они были южноазиатского происхождения, но, скорее всего, не из одного компактного района. В общих чертах это соответствовало имевшимся и ранее данным. Любопытнее всего был анализ оставшихся групп. Датировка Roopkund_B дала совершенно иную информацию. Согласно ей, люди из группы B жили в самом начале XIX века, около 1800 года, то есть на тысячу лет позже своих «коллег» из группы A, причем все они (кроме одного персонажа, единолично формирующего группу Roopkund_C) происходили из Восточного Средиземноморья — из Греции или с Ближнего Востока. Единственный представитель группы C, умерший вместе с этими «греками», скорее всего, был местным жителем или выходцем из Восточной Азии.
Это действительно все меняет. То есть сначала у озера Роопкунд нечто (возможно, циклопического диаметра град) убивает большую группу местных жителей в VIII—IX веках нашей эры, а спустя тысячу лет здесь же как-то погибает еще один отряд, причем родом с берегов Средиземного моря. Как «греки» оказались в Гималаях, совершенно непонятно, но, возможно, они были купцами из Османской империи, зачем-то забравшимися на высоту в пять километров к горному озеру, берега которого уже были завалены костями. Также вопросы появились и к причине смерти обеих групп. Если в один несчастный случай града-гиганта верится легко, то в два на одном месте и в обоих случаях с массовыми человеческими жертвами поверить уже сложнее.
Пока в «деле Озера скелетов» остается широкое поле для фантазий. Ученые вновь заинтересовались темой, наука продолжает совершенствовать свои методы, а значит, в будущем могут появиться новые данные, которые прольют свет на судьбу жертв Роопкунда.
А озеро остается популярнейшим местом для летнего трекинга туристов, приезжающих в национальный парк Нанда-Деви. Маршрут занимает три-четыре дня, и в желающих нет отбоя, ведь у них есть возможность не только созерцать умопомрачительные гималайские пейзажи, но и прикоснуться к одной из тайн человеческой истории.
Комментарии (0)