Подходит к завершению время выдвижения кандидатов на Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия XI сезона. В мае будут названы новые имена лауреатов. Авторитет премии растет, и в этом году увеличена ее денежная составляющая.
Сегодня мне хочется вспомнить о творчестве тех, кто был в «коротком» списке прошлого года. Звание номинанта премии — это тоже свидетельство высокой оценки произведений, созданных опытными писателями, поэтами, драматургами.
Анатолий Григорьевич Байбородин открывает читателям сложный, неоднозначный, многоцветный мир героев. Это люди, имеющие не только достоинства, но и слабости. Порой они проявляют себя с худшей стороны. Как же разглядеть в душе человека, который принес другим людям немало бед, добрые черты и поверить в его способность покаяться?
В повести Анатолия Григорьевича «Не родит сова сокола» показан старик, живущий в городе и работающий дворником. Раньше односельчане звали его Гошей Хуцаном и могли вспомнить о нем много недоброго. Прошло время. В разговоре с Иваном Краснобаевым старик с добром отзывается о матери этого человека: «Ксюша — великая труженица, всех вас вырастила, выкормила, на ноги поставила, да и тоже настрадалась с вашим тятькой». Иван не отрицает правды в словах старика, но не может поверить в то, что «дядя Гоша» изменился, поэтому чувствует к нему только брезгливую жалость.
И все же есть в сердце сомнения: «Нельзя же человека бесконечно судить за былые прегрешения. Кто без греха?! Лишь Господь… Опять помянулся разбойный Кудеяр, у коего …грехи страшнее и смертнее, чем у Гоши…, а ведь покаялся».
Произведения Анатолия Байбородина напоминают человеку о том, что не стоит торопиться с выводами в отношении других людей, осуждать их заранее. Каким бы ни казался порочным человек, его внутреннее устроение знает только Бог. Господь не желает смерти грешника, но хочет, чтобы тот обратился от греха и был жив (ср. Иез. 33:11), поэтому любой человек может перемениться к лучшему.
Среди произведений Владислава Анатольевича Бахревского, пишущего во многих жанрах, есть роман «Преподобный Иосиф Волоцкий. Судьба и время». В нем разворачивается жизненный путь преподобного Иосифа Волоцкого: важнейшие этапы внутреннего становления, его путь к Богу.
Земные годы жизни святого пришлись на ΧV — начало ΧVI века, когда происходили горькие, тревожные события. Это и борьба с Ордой, принесшая много печальных дней, и княжеские междоусобицы, например, многолетняя борьба Василия Темного и Дмитрия Шемяки — внуков Дмитрия Донского.
На страницах романа появляются знаменитые современники святого Иосифа Волоцкого: князья и княгини, преподобный Пафнутий Боровский.
Исторический роман — это не только художественное произведение, а нередко первый источник информации для отдельных читателей. Бывает, что человек впервые встречает имя князя, полководца, святого в книге. Сюжет произведения увлекает, имена запоминаются. Читатель не ограничивается одной книгой, а стремится узнать больше информации о людях и описанных событиях. Тогда он обращается к авторитетным историческим трудам. Таким образом, первый шаг к глубинному изучению темы помогает сделать именно художественная литература.
Подлинные, глубокие литературные произведения всегда пробуждают в человеке светлое начало. Так Владислав Бахревский, рассказывая о матери будущего преподобного Иосифа, пишет о том, как она заботилась о нуждающихся: «Накормить нищих — дело богоугодное. Чем еще жена поможет мужу, коли муж в полку, в сражениях?»
Проза Владислава Анатольевича напоминает современному человеку о христианских добродетелях: любви, кротости, сострадании, — и о том, что эти лучшие качества человеческой души можно и необходимо проявлять, независимо от трудных условий жизни.
В поэтических строках Игоря Леонидовича Волгина мне близка тема сердечной привязанности человека к малой родине, отчему дому.
…А когда постучится беда —
ты уходишь по древнему следу.
— Ты куда, — говорю, — ты куда?
— Я — домой. Я на родину еду.
Это так повелось на Руси,
да и быть по-иному не может,
что какая беда ни грози —
отчий дом приютит и поможет.
Человек чувствует связь не только с нынешним домом. В нем оживает историческая память. Об этом другое стихотворение Игоря Волгина:
Мне, городскому жителю, чудно
проснуться ночью в деревянном доме,
услышать ветер, шарящий в соломе,
рукой нащупать жесткое рядно.
Но что мне удивительней всего —
вдруг ощутить неясно меж собою
и этой незнакомою избою
забытое, щемящее родство.
Игорю Леонидовичу удается передавать в стихотворениях любовь к малой родине, которая выражается во внимательном отношении к привычным на первый взгляд вещам. В то же время поэт позволяет читателю незамутненным взором посмотреть на трогательную красоту окружающего мира.
У Василия Владимировича Дворцова мне нравится рассказ «Детская молитва».
Пятилетняя Оленька с родителями и младшим братом жила на хуторе вдали от других домов. Отца в тот вечер не оказалось дома. Оля проснулась от непонятного шума. Девочка увидела испуганную маму с братишкой на руках. Оказалось, в темных сенях был посторонний человек. Он хотел проникнуть в дом: рубил топором дверь в сенях.
Оленька «соскользнула на пол и встала на коленочки перед иконой… Она молилась…, а с той стороны двери удары слабели». Когда, чудесным образом, злой человек покинул дом, мама стала благодарить Бога. Она «молилась до утра, иногда поднимаясь, чтобы подойти и мокро-солено поцеловать детей». Детская вера, не знающая сомнений, придала ей силы.
Простые рассказы Василия Дворцова напоминают о вечных истинах, которые современный человек, убежденный в собственных силах, забывает. Правильно отмечает писатель, в безвыходных ситуациях стоит смириться, делать все возможное, но возложить искреннюю надежду на Бога, ведь сила Христова совершается в немощи (см. 2Кор.12:9).
О чем книга Василия Костерина «Омофор над миром: Ченстоховская чудотворная»? Стоит отметить, что настоящее имя автора Валерий Владимирович Лепахин. Книга рассказывает о многовековой истории Ченстоховского образа Пресвятой Богородицы. В то же время произведение передает, как встреча со святыней изменяет жизнь людей.
Герои книги Сержант и Подполковник, отдав свой воинский долг, в послевоенное время стали священниками. Это оказалось их истинным призванием. Писатель был востребован, обеспечен, но не мог забыть о чудотворном образе. Он собирал информацию и написал книгу об иконе Матери Божией. Этот труд не обещал ему известность. Напротив, если бы о рукописи стало известно, у Писателя могли возникнуть большие проблемы. Однако он не мог жить, будто не было в военные годы у него встречи с Ченстоховским образом Пресвятой Богородицы.
Благодаря кропотливому труду Василия Костерина и сегодня читатели могут больше узнать о православной святыне, заинтересоваться историей чудотворного образа и, надеюсь, чаще обращаться к Матери Божией с молитвой. В этом, я думаю, и состоит главная цель книги.
Для писателя очень важен внимательный подход к делу, которым он занимается. Необходимо понимание, для каких целей написано то или иное произведение, к чему оно побуждает читателей. Такой самоанализ требуется в процессе творчества, поскольку позволяет помнить об ответственности автора перед читателями.
Безусловно, в наше время много писателей, которые в своих произведениях поднимают серьезные вопросы жизни. Они своим словом раскрывают красоту созданного Богом мира, рассказывают о подвиге наших предков и любви к родному дому, к семье, современников. Главное в их творчестве — измерение жизни человека с глубины отношения его с Богом. Такие качества писателя высоко ценятся Церковью, и вручение Патриаршей литературной премии является тому свидетельством.
Комментарии (0)