Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

От извозчика до электробуса: история общественного транспорта в России

Сейчас трудно представить, что когда-то не было общественного транспорта. В наши дни проехать на автобусе, троллейбусе, трамвае, а в некоторых городах и на метро – обычное дело. Но так было не всегда.

123RF/legion-media.ru, Sergey Smirnov, Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com. Коллаж: 7Дней.ru

Давайте заглянем в глубину веков и узнаем больше об истории общественного транспорта в России – от извозчиков в лаптях до метрополитена, от пятикопеечного билета до оплаты смартфоном.

Примерно до ХVI века люди передвигались преимущественно пешком. Конечно, в то время ездили на лошадях, повозках или лодках, но такая привилегия была далеко не у всех.

Дело сдвинулось только в ХVI–XVII веках, когда в Москве появились первые извозчики (сейчас их можно назвать аналогом современного такси). Это были крестьяне из деревень, которые на зиму приезжали на заработки в город. В ХVIII веке извоз стал популярным и превратился в профессию, а число экипажей только в Москве насчитывало несколько тысяч.

Так начал назревать вопрос создания будущего общественного транспорта, который бы двигался по определенному маршруту и мог перевозить сразу много пассажиров. Первые попытки были предприняты в Санкт-Петербурге – в 1837 году на маршруты вышли омнибусы (большие кареты, запряженные лошадью).

Посадка в омнибус у Гостиного двора (Санкт-Петербург), 1873 год Гравюра «Минута остановки конки на углу Садовой и Невского»

Спустя 10 лет, в 1847 году, в Москве появились линейки – так называли повозку с двумя скамьями для пассажиров, которая летом ездила на колесах, а зимой «переобувалась» в полозья.

Через четверть века на смену линейкам и омнибусам пришли конки, которые считались более надежным видом общественного транспорта. Конка представляла собой закрытый или открытый вагон, который передвигался по путям на конной тяге. У конки был не только свой маршрут и кучер, но и кондуктор с билетами.

Проезд в Санкт-Петербурге стоил от трех до шести копеек, в зависимости от того, была это городская конка или частная. В Москве прокатиться на империале (втором этаже конки) можно было всего за пять копеек.

Конка в Москве, 1900 год Bundesarchiv/wikimedia.org

В обеих столицах конка была популярна. Вытеснить ее смогли только трамваи. И первый из них, паровой – паровичок, как его называли, – проехал по Москве в 1886 году. На смену паровичкам в 1899-м пришли электрические трамваи, которые летели с «ветерком» — целых 25 километров в час! (Конка могла развить скорость только восемь километров в час). А на петербургских улицах электрические трамваи появились только в 1907 году.

Проезд на трамвае в дореволюционные годы колебался от 5 до 12 копеек, что по тем временам было довольно дорого (цена зависела от дальности поездки).

Кроме этого, в начале XX века в обеих столицах открылось автобусное и автомобильное движение. Но эти виды транспорта – автобус и автомобиль – были еще редкими, можно сказать, единичными, тогда как трамвай лидировал вплоть до революции 1917 года. Только после нее пришло понимание, что необходимо развивать и другие виды транспорта.

Развитие общественного транспорта происходило быстро. Так, в Москве в 1924 году на маршруты вышли автобусы, а в 1933 году – троллейбусы. В 1935 году открылась первая линия метрополитена. Число автобусов, трамваев и троллейбусов росло по всей стране как снежный ком. Даже в Великую Отечественную войну продолжалось строительство столичного метрополитена.

Первый поезд прибывает на станцию «Комсомольская площадь», Москва, 1935 год Russian Look/globallookpress.com

Что касается системы оплаты за проезд, то она оставалась достаточно запутанной вплоть до 1961 года, когда произошла деноминация рубля. Стоимость проезда тогда зафиксировали на пяти копейках в метро и автобусе, троллейбус стоил четыре копейки, а трамвай — три. Цена оставалась такой вплоть до перестройки. В 1985 году стоимость билета повысили. Так, в Москве проезд на всех видах транспорта стоил пять копеек.

Кстати, введение единого тарифа позволило в некоторых городах отказаться от кондукторов. Их заменили кассовые аппараты со щелью для монет, а в 2000-х годах появились турникеты.

Современный транспорт принимает оплату через валидатор, к нему можно приложить не только проездную или банковскую карту, но и смартфон. Если платить с помощью смартфона, то можно получить скидку на проезд в общественном транспорте более чем в 20 регионах страны. Для этого через приложение Mir Pay или Samsung Pay нужно загрузить в смартфон карту «Мир» и приложить его к валидатору при оплате проезда. В Москве в наземном транспорте, в метро, на МЦК и МЦД за каждую поездку вернется кешбэк 10 рублей, а в Подмосковье скидка в 10 рублей применится автоматически. Выберите свой регион, чтобы узнать, какие скидки по карте «Мир» действуют в других городах и как воспользоваться предложением.

Предоставлено пресс-службой платежной системы «Мир»

Кстати, платежный Pay-сервис можно установить на телефон с ОС Android (версии 7.0 и выше), который поддерживает функцию бесконтактной оплаты – NFC.

Современный общественный транспорт располагает не только валидаторами. Сейчас жители крупных городов России едут по своим делам с комфортом: с кондиционером, вай-фаем, медиаэкраном и USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. И общественный транспорт продолжает развиваться, становится не только более удобным, но и технологичным.

Так, в 2018 году на улицы Москвы выехали электробусы, частично заменившие автобусы и троллейбусы на 79 маршрутах. Электробус так же не вредит экологии, как трамвай или троллейбус, но передвигается почти бесшумно. Кроме этого, электробус можно зарядить на конечных остановках, что делает его более мобильным.

Электробус в Москве Alexey Bychkov/globallookpress.com

Какие транспортные технологии ждут нас в будущем? Как показывают исследования, точно более экологичные, возможно, беспилотные (да, беспилотные электробусы разработаны уже сейчас, но пока в тестовом режиме), работающие на машинном обучении и аналитике больших данных, способные предсказать, где произойдет авария, а где ввести новый маршрут.

С оплатой же за проезд все идет к тому, что либо появится единый билет на все виды городского транспорта (это реализуется уже сейчас), либо все будет еще проще – оплата смартфоном.

Но как бы ни развивался транспорт, в конечном итоге он выполняет свою главную функцию: каждый человек уверен в том, что в любой день ему удастся добраться до нужного места с точностью до минуты.

Статьи по теме:

 


Источник: От извозчика до электробуса: история общественного транспорта в России
Автор:
Теги: Мой дом - Семья

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
7 странных маршрутов общественного транспорта, которые сойдут за местную достопримечательность
7 странных маршрутов общественного транспорта, которые сойдут за местную достопримечательность
3
Человек познаёт мир 10:30 29 авг 2023
Новые остановки общественного транспорта в Москве
Новые остановки общественного транспорта в Москве
1
Интересности 07:00 22 сен 2016
Новый (для меня) вид мошенничества на остановке общественного транспорта. Я впервые с таким столкнулся.
Новый (для меня) вид мошенничества на остановке общественного транспорта. Я впервые с таким столкнулся.
5
Интересности 14:00 12 сен 2018
В Москве начались испытания электробуса КАМАЗ
В Москве начались испытания электробуса КАМАЗ
0
Новости высоких технологий 12:00 18 авг 2016
История от Авдотьи Смирновой…Уж больно хороша!
История от Авдотьи Смирновой…Уж больно хороша!
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 20:19 20 авг 2024
Власти Петербурга планируют ограничить работу общественного транспорта с 30 октября
Власти Петербурга планируют ограничить работу общественного транспорта с 30 октября
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:39 26 окт 2021
15 фото, когда животным позволили ехать вместе со всеми в салоне транспорта
15 фото, когда животным позволили ехать вместе со всеми в салоне транспорта
10
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:21 25 апр 2021
Уникальный экспонат пополнит коллекцию Музея транспорта Москвы
Уникальный экспонат пополнит коллекцию Музея транспорта Москвы
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:29 25 янв 2022
История современной моды: ботфорты. С чем они сочетаются?
История современной моды: ботфорты. С чем они сочетаются?
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 14:25 15 апр 2022
Грузоперевозки по России с сервисом Транс-Карго и их достоинства
Грузоперевозки по России с сервисом Транс-Карго и их достоинства
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:37 15 сен 2022
Неприкасаемые: история самой низшей касты Индии
Неприкасаемые: история самой низшей касты Индии
5
Человек познаёт мир 07:30 21 июл 2023
Слон, избавленный от роли извозчика, лечится водой
Слон, избавленный от роли извозчика, лечится водой
0
Сад огород дача и все самое интересное 08:45 03 фев 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства