Сегодня название Онайда мало кому что-то скажет. Это утопическое место появилось в штате Нью-Йорк в 1848 году и просуществовало 20 лет. Учитывая то, что на дворе стоял XIX век, в существование этой коммуны, вообще, поверить очень сложно, но факт остается фактом — в викторианском мире существовало место, где женщины могли носить брюки и сами выбирать себе мужа, а для секса было нужно всего лишь обоюдное согласие партнеров.
Утопическая коммуна Онайда появилась благодаря одному человеку по имени Джон Хамфри Нойес. Политик, общественный деятель и религиозный деятель Нойес является неоднозначной личностью с крайне необычной судьбой.
Пастор-недоучка
В 20 лет Джон отказался от перспективы стать юристом и решил посвятить себя религии. Он поступил в семинарию, где оказался сразу же у наставников на плохом счету. Нет, юный Нойес не был хулиганом или нерадивым учеником — его случай был гораздо более неприятным.
Молодой человек погружался в теологические вопросы, да так глубоко, что у него появлялась масса идей и вопросов, которыми он делился с однокурсниками и преподавателями. Часто Джон устраивал затяжные споры, касавшиеся в основном темы греха и морали.
Немного позже метания и сомнения Нойеса привели к появлению собственной религиозной концепции, которую можно точно охарактеризовать следующей цитатой из трудов богослова:
Новые взаимоотношения с Богом отменяют обязательство подчиняться традиционным моральным стандартам или обычным законам общества
Джон Хамфри Нойес
Джона Нойеса, решившего, что он теперь на короткой ноге с Создателем, недолго терпели в семинарии и скоро он с треском вылетел из «альма матер» с лишением пасторской лицензии. Нужно сказать, что неудавшийся священнослужитель не слишком огорчился этому событию.
В голове у Нойеса уже был прочный фундамент для новой христианской веры, а, точнее, секты. Озаботившись вычислением даты второго пришествия Мессии, Джон определил, что оно состоялось в 70 году нашей эры, а значит человечество давно уже вступило в новую эру созидания и счастья. В общественной жизни коммуны царило полное равноправие полов, что в середине XIX столетия было неслыханным делом. При этом вряд ли можно было говорить о полном равноправии. Если между мужчинами и женщинами разницы не делали, то возможности простых коммунаров и любимчиков Джона Нойеса существенно отличались.
Формально в сексе царила свобода выбора, но если глава Онайды считал, что тебе будет лучше спать с одним из его приближенных, то лучше было подчиниться. Кроме этого, гуру не упускал возможности проводить своеобразную селекцию, объединяя во временные пары стойких в убеждениях членов общины и новичков, или сомневающихся.
Стирпикультура Джона Нойеса
Десять лет в коммуне Онайда проводился своеобразный евгенический эксперимент, которому Нойес дал название «стирпикультура».Это слово являлось производным от stirps — «корневище» и culture — «культура». В течение десятилетия было принято правило, что запланированные дети воспитывались коммуной, а рожденные в результате мужской оплошности — самими родителями.
Доходы коммуны были весьма ограничены, и такой подход заставлял мужчин и женщин вести себя максимально осмотрительно в постели. Целью коммуны являлось рождение здорового, крепкого и высокодуховного потомства. Глава Онайды сам усиленно занимался этим вопросом, оставив после себя как минимум дюжину отпрысков, рожденных вне брака.
Нойес сам выбирал, кого из мужчин и женщин допустить до участия в эксперименте. Перед этим кандидатуры выносились на обсуждение комитетом, который принимал решение о том, разрешить завести ребенка или нет. Несмотря на это, решающее слово все равно было за учителем, который мог одобрить решение совета или нет.
Рассматривая претендентов на деторождение, в основном рассматривали их нравственные качества и приверженность идеям коммуны, а лишь затем обсуждали вопросы здоровья. Рожденный в Онайде ребенок не имел привязанности к биологическим родителям — он относился ко всем членам коммуны как к родственникам.
Образованные члены общества учили и воспитывали новое поколение коммунаров, а об их пропитании и других потребностях заботились сообща. Какое будущее ждало детей, рожденных и воспитанных в стирпикультурной среде? Вопреки ожиданиям, почти все они стали достойными членами общества, нашли себя в жизни и прожили достойную жизнь.
Причина успеха детей, рожденных в коммуне Онайда, таилась не в генетическом отборе, как утверждали некоторые исследователи. Дети общины просто получали больше внимания и заботы, чем в обычной викторианской семье той эпохи.
Коммуна Онайда процветала, пока Джон Хамфри Нойес не решил уйти на покой и не передал ее управление в руки своего сына Теодора Нойесу. Смена власти привела к серьезному расколу внутри миниатюрного общества. В результате часть жителей Онайды предали идеалы основателя учения и вернулись к традиционному браку.
Примерно в это же время началось усиленное давление на коммуну со стороны американских властей. Джона Нойеса обвинили в растлении малолетних, что, скорее всего, имело место. Чтобы избежать суда и тюремного заключения, уже весьма немолодому Нойесу пришлось бежать в Канаду.
Без основного идейного вдохновителя Онайда существовать не могла и в 1878 году коммуна была распущена, а большинство ее членов разъехались кто куда. Несколько коммунаров решили не покидать обжитых мест у Онайда-Крик и занялись в этих местах коммерцией, создав акционерное общество. Большинство пар, сформированных при участии Нойеса и его комитета, как ни странно, сохранились и прожили долгую счастливую семейную жизнь.
История знала и менее удачный опыт создания религиозных коммун. Например,
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)