Помните сериал «Интерны»? Юные врачи, только получившие свои дипломы, проходят годичное обучение в интернатуре под руководством опытного наставника доктора Быкова.
Теорию-то ребята знают, но одно дело — учебная аудитория, и совсем другое — реальная больница и настоящие, всамделишные пациенты. Интерны то и дело попадают впросак, давая Быкову повод продемонстрировать свой специфический юмор. В общем, обхохочешься! Ситком шел шесть лет — целую вечность по телевизионным меркам. Снято 278 серий! И ведь народ продолжал смотреть, не надоедало.
Но в 2016 году интерны исчезли — причем не только из телевизора, но и из больниц. Интернатуру отменили, объяснив, что в ней нет смысла. Дескать, молодой доктор намертво прирастает к своему рабочему месту и дальше него ничего не видит. Некогда ему овладевать новыми знаниями и расширять свой профессиональный кругозор. Действительно, в лечебных учреждениях, где врачей хронически не хватает и каждый фонендоскоп на счету, интернами затыкали дыры в штатном расписании. Но вместо того, чтобы навести порядок, выпускников просто признали готовыми к самостоятельной работе.
В сфере медицинского образования уничтожение интернатуры сравнимо с оптимизацией здравоохранения. Решение это наделало немало шума; в Государственной думе готовили законопроект о возвращении интернатуры. Но все перевесили экономические соображения и дефицит кадров на местах: зачем учить человека лишний год, если можно сразу выдать аккредитацию и бросить в бой? Скорость подготовки врачей значительно возросла. Тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова с удовлетворением отмечала, что благодаря новому подходу более шести тысяч молодых специалистов укрепили первичное звено.
И вот, кажется, интерны возвращаются. По крайней мере в информационную повестку. Национальная медицинская палата (президент Леонид Рошаль) заявила о необходимости восстановления интернатуры. Профессионалы прекрасно знают уровень подготовки выпускников. Особенно это касается медицинских факультетов вузов, входящих в систему Минобрнауки. Там сейчас учатся 78 тысяч студентов, которые скоро придут в практическое здравоохранение. Их знания — вопрос дискуссионный; несомненный же факт заключается в том, что классические многопрофильные университеты чаще всего не имеют собственных клинических баз. Получается своего рода «дистанционное» обучение — вдали от больных, в отрыве от практики. Выпускники — как те неопытные и наивные герои комедийного сериала. Только на них возложена ответственность за здоровье и жизнь больного. А они не готовы ее нести.
В странах с высоким уровнем медицины дипломированный врач продолжает обучение в резидентуре. Это от трех до семи лет в зависимости от выбранной специальности. Хирурги и гинекологи, к примеру, делают по 10, 20, а то и по 50 операций каждого вида. А потом сдают чрезвычайно сложные экзамены. Только после резидентуры доктор получает право самостоятельно лечить людей. В России же пошли прямо противоположным путем — фактически отменили обязательное последипломное образование. Часть студентов понимают ущербность своей подготовки и пытаются подтянуть ее, по ночам дежуря в реанимации, в операционных, где им разрешают на первых порах хотя бы держать крючки. А что еще остается делать, если молодых врачей теперь учат работать лишь в популярном телесериале?
Комментарии (0)