Николай Романовский: «Тонкости актерского амплуа: как сохранить свою индивидуальность»
18:21 14 декабря 2021
Тонкости актерского амплуа: как сохранить свою индивидуальность.
— Николай, десятки именитых актеров
играли Гамлета. И каждый — по-разному. Как же сделать так, чтобы, играя роль,
сохранить свою индивидуальность?
— Прежде всего нужно оставаться
человеком. Настоящим: чутким, отзывчивым, добрым. Порой многие забывают о
нравственности, о морали. Великие актеры, в первую очередь, были великими людьми.
Можно, конечно, говорить о тонкостях художественного прочтения, о специфической
органике и прочем, но в первую очередь нужно оставаться в любой ситуации
человеком, нужно уметь чувствовать, уметь открывать, быть любопытным, искать,
подкреплять свое любопытство знаниями, чтением, тренировать свой ум. Мне
кажется, что это единственный рецепт, позволяющий сохранить свою
индивидуальность. Изучать, находить, и при этом оставаться человеком.
И нужно сопротивляться
безнравственности, истреблять ее в себе, а потом уже говорить с людьми. Мне кажется, именно такова задача любого артиста.
«Нужно сопротивляться безнравственности, истреблять ее в себе, а потом уже говорить с людьми»
— Насколько помогает сохранить
индивидуальность, то, что в каждой роли, в каждой работе артист находит грани
своего характера, грани своей личности?
— Когда ты работаешь над ролью, то
пропускаешь персонажа через себя, находишь точки соприкосновения себя и этого
персонажа. Я знаю, что немногие режиссеры любят это. Одни говорят, что нужно
наоборот абстрагироваться, другие, что ничего не нужно играть или играть не
себя. Но артисту описанный мной подход помогает. Например, мой герой любит чай,
и я люблю чай. Вот она — первая точка соприкосновения. Дальше я копирую его
манеру поведения за столом, в зависимости от его характера, как он сидит, как держит
блюдечко, как держит чашечку. Так можно и характер показать: как он смотрит,
как он предвкушает этот чай. Вот простой пример, как это работает: моя
индивидуальность и работа над ролью. Поэтому у каждого артиста один и тот же
персонаж выглядит по-разному, у него разные точки соприкосновения с этим
персонажем. И актер, работая, не всегда копирует хорошие черты. Помимо
хорошего, в нас есть и плохое. Да, это может быть и скупость, и жадность, и
злость, и странные представления о жизни, о мире. И они могут совпасть с
персонажем — это тоже является точкой соприкосновения.
— Кстати, насчет отрицательных героев и
таких точек соприкосновения. Это же очень сложно себе признаться, что я злой,
агрессивный, или даже женоненавистник.
— Сложно. Нужно себя преодолеть. Артист,
работая над такой ролью, конечно же, с неохотой принимает какие-то
отрицательные черты. Но если он их принимает, он зачастую — это мое наблюдение
– от них избавляется. Что говорить, классики уже все написали, все и про всех. Каждый тип человека со своими странностями, со своими
желаниями, со своими амбициями, с какими-то плохими чертами, с хорошими чертами
– описан у Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстова...
— Скажите, как по-вашему будет
развиваться в будущем вот эта индивидуальность актера? Будут ли одноплановые актеры,
просто существующие в кадре, играющие самих себя? Или, наоборот, артисты станут
невероятно разноплановыми? В какую сторону вам бы хотелось, чтобы повернулось?
— Мне кажется, что сторона — она всегда
одна. Люди со своими стремлениями, со своими желаниями — они были, есть и будут
всегда. Я почему упомянул классическую литературу?
Да потому что типы человеческих характеров, которые классики описывают,
ситуации — не меняются! Меняется время, эпоха. Теперь вместо карет — машины, вместо
писем — смартфоны. Время не стоит на месте, история должна делать новый виток,
эволюция должна происходить, но человеческий характер, человеческая
индивидуальность, она никуда не уйдет, она не пропадет и не изменится. Я в это
верю. Все ситуации, которые описали классики, они вечные, они будут всегда. Я
не думаю, что произойдет какая-то катастрофа с артистами, с режиссерами, потому
что все эти люди чуткие, очень тонкие, очень хрупкие, они отражают внешний мир,
пропускают его через себя. Мы, собственно, являемся некими трансляторами, через
нас проходят все информационные потоки. Ситуации будут те же, индивидуальности
будут, люди, характеры, все это останется. То, что нас соединяет с тем далеким
17-м, 18-м веками — это человек, его личность.
«Нас ждет великое будущее, определенно»
— Что за последние годы изменилось в
индустрии кино и театра, как вам кажется?
— Все стремительно развивается.
Появляются новые возможности. Посмотреть на наше кино, например, сейчас стали
модными стриминговые платформы. Кто-то скажет модно, а кто-то скажет, что это
практично, потому что там можно делать авторское кино, там можно работать,
можно развиваться. Что касается театра — то же самое: есть возможность свой
театральный коллектив создать, например. Я надеюсь, что у нас будет гениальное
будущее. Что мы создадим и сохраним нашу культуру, и мы ее дополним, мы напишем
эту историю – историю нашей жизни, нашего века. Вот мне очень бы хотелось,
чтобы мы — творческие люди — все вместе сумели сохранить культуру и приумножить
ее, нашим потомкам что-то дать, что-то интересное, заложить какой-то культурный
код, какую-то высокую мораль. Хочется вот к этому тянуться.
— Если вернуться к реальности, какие в
настоящее время есть возможности у молодых артистов, которых не было у
предыдущих поколений?
— Первое, что сейчас есть у молодых
артистов и не было у предыдущего поколения, это, конечно, снятие запретов на
определенные темы. И не только в кино, в литературе тоже. Раньше не всех
авторов разрешалось ставить, не всех авторов разрешалось публиковать и уж тем
более, экранизировать. Более того, были достаточно серьезные последствия. Это и
ссылки были за какие-то темы, поднятые в романе, в пьесе, в музыке даже, в
искусстве, в принципе. Много хороших авторов, много хороших режиссеров, они
просто забыты, вычеркнуты из истории, это несправедливо. И сейчас появился
Интернет, сняли запреты на многие шедевры, на многие литературные произведения.
Ну, и конечно же, вот этот доступ к информации. Доступ к информации, это самое,
наверное, важное, что сейчас появилось.
— Какие тренды сейчас существуют в кино
и в театре?
— Тренды и течения… Если говорить о том, что сейчас модно, что сейчас в
тренде, то наверное – это правда. Люди хотят
честных историй. Честных и открытых. Не бытовые, но честные истории, правдивые
персонажи.
— Каким будет кино в России в будущем,
как вам кажется?
— Думаю, что Россию ждет великое
будущее. У нас в стране великие люди жили и живут. Кто-то подрастет, кто-то
раскроется, распустится как цветок, да, нас ждет великое будущее, определенно. Мы
на таком культурном фундаменте с вами находимся, у нас такая история богатая,
что у нас просто не может не быть великого будущего, я вам так скажу. Сама история,
культура наша — она нас тянет и вытягивает. Даже когда у нас происходят
какие-то тяжелейшие в жизни ситуации, в жизни нашей страны — войны или эпидемии — наша культура, наша история помогает нам выбраться, и она всегда будет с
нами.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)