11 ноября – День борьбы с кибербуллингом. Рассказываем о травле в сети и как это может коснуться каждого.
123RF/legion-media.ruКибербуллинг — это травля в сети, когда волна агрессии от многих людей направляется на одного человека или компанию. В кибербуллинге есть три стороны — агрессор, наблюдатели и жертва. И в какой бы роли ни оказался человек, травлю можно попытаться остановить.
По данным исследования VK (2019 г.), 58% пользователей сталкивались с кибербуллингом. При этом 35% отмечают: риск подвергнуться травле не зависит от возраста, а причиной травли, помимо внешности, сексуальной ориентации, является активность в интернете — любая, которая покажется агрессору поводом.
Кибербуллинг касается каждого, но большинство компаний формулируют проблему как свойственную подросткам, являющуюся «детской болезнью». Взрослые люди, которые говорят о том, что столкнулись с травлей, сталкиваются с непониманием, игнорированием или с дежурным #ничегострашного.
Феномен кибербуллинга в нашей стране активно изучают с 2019 года, когда VK
(тогда еще Mail.ru Group) объявила 11 ноября Днем борьбы с кибербуллингом. Подробнее читайте на сайте
В 2019 году был изучен масштаб распространения проблемы. В 2020-м – роль наблюдателя. Новое исследование за 2021 год посвящено роли агрессора. Было опрошено 2970 респондентов. Оказывается, каждый пользователь интернета не только может встретиться с агрессией в онлайн-пространстве, но и сам быть буллером, порой даже не осознавая этого. В рамках исследования были изучены причины агрессивного поведения в Сети, насколько оно осознается агрессорами, какие эмоции они испытывают и в каких жизненных ситуациях такое поведение может считаться уместным.
Виды «кибербуллеров»
123RF/legion-media.ru«Классический кибербуллер»: регулярно оставляет негативные комментарии в социальных сетях в адрес конкретного человека или группы людей, в онлайн-перепалках может переходить на личности, создает юмористический контент, который может задеть чувства других людей или создает фейковые страницы других людей, чтобы распространять контент от их имен и тем самым причинить им неудобства (самый распространенный кейс здесь -- создание фейковых страниц на сайтах знакомств).
«Борец за справедливость»: искренне считает, что своими негативными или агрессивными постами и комментариями может показать, что кто-то неправ и должен понести наказание или привлечь человека к ответственности. Создает такой контент по личной инициативе или по просьбе знакомого или публичной персоны.
«Кибербуллер-мизогинистка»: оставляет негативные комментарии под постами женщин, в которых обесценивает их заслуги или пытается пристыдить за внешний вид. Создает или репостит юмористический контент, высмеивающий стереотипное женское поведение. Публикует любой контент, который унижает и оскорбляет конкретную женщину или женщин в целом.
«Кибербуллер-геймер»: агрессивно и предвзято относится к определенным группам игроков (например, новички или женщины), оскорбляет других игроков в онлайн-играх, пишет негативные комментарии в адрес других игроков и стримеров в игровых онлайн-сообществах, пишет оскорбительные сообщения или комментарии ведущим игровых стримов.
Мотивы кибербуллинга
123RF/legion-media.ruПричины агрессивного поведения в интернете, выявленные во время исследования, разнообразны: желание добиться изменения какой-либо ситуации, чувство общности с группой, борьба со скукой, стремление отомстить обидчику, зависть, желание выплеснуть эмоции или получить новые, самоутверждение, выражение своего отношения к человеку или группе людей, возможность разрешить себе вести себя так, как делают это другие в агрессивной среде.
Что провоцирует людей на агрессивное поведение, которое может превратиться в кибербуллинг? Результаты количественного исследования показали, что большей частью агрессоров движут желания предупредить людей о чем-либо (42%) и восстановить справедливость (29%). Во время интервью некоторые респонденты называли похожую причину – они говорили о том, что им хотелось добиться изменения ситуации.
При этом люди по-разному представляют себе способы изменения ситуации: месть, переубеждение собеседников, простое информирование о ситуации других людей, оправдание.
Однако чаще всего желание изменить ситуацию является не единственным мотивом агрессоров. Например, некоторые одновременно хотят добиться справедливости и самоутвердиться, либо через агрессию выразить свои эмоции. Поэтому невозможно установить, какой мотив является основным. Хотя сами агрессоры пытаются объяснить свое поведение стремлением изменить ситуацию, в отдельных случаях подобный мотив может появиться уже в процессе акта агрессии. А поводом к проявлению агрессии могут стать, например, желание выразить эмоции или даже давление со стороны других участников кибербуллинга.
Вторая распространенная причина проявления агрессии в Сети – чувство общности с другими участниками (либо желание попасть в какую-то группу людей). Как правило, подобное поведение позволяет получить позитивные эмоции и ощущение собственной значимости. Кроме того, когда человек нападает вместе с кем-то, то знает, что найдутся люди, которые смогут его прикрыть и защитить.
Респонденты, которые участвовали в кибербуллинге в группе, воспринимали свои действия как разновидность досуга. Некоторые при этом считали, что они делают нечто полезное, например, борются за справедливость.
В отдельных ситуациях участники осознавали, что действия группы могут переходить допустимые рамки, но старались не нарушать принятые в группе нормы, потому что дорожили общностью и не хотели становиться жертвой сами.
Кибербуллинг и агрессивное поведение неразрывно связаны с эмоциями. Все агрессоры из числа участников нашего исследования испытывали эмоции – как правило, положительные. Так что многие использовали агрессию как способ «почувствовать себя живым». А для некоторых это был способ борьбы со скукой. При этом из участников опроса только 7% отметили, что прибегают к кибербуллингу для развлечения.
Кроме того, люди используют кибербуллинг, чтобы отомстить своим обидчикам и заставить их почувствовать то же, что чувствовали они. Даже если ответный буллинг оказывается сильнее, это мало волнует агрессора. Для него важнее его чувства и эмоции. Этот тезис косвенно подтверждают и результаты нашего опроса: люди хотят добиться реакции от жертвы агрессии. Так 56% тех, кто был неудовлетворен результатами своей агрессии, были недовольны именно потому, что жертва не отреагировала, либо отреагировала «не так».
Еще один стимул к буллингу – зависть и неудовлетворение собственной жизнью. Агрессор таким образом может выплеснуть свою боль и обиду на несправедливый мир. В этом случае реакция жертвы скорее несущественна.
Некоторыми буллерами движут желания самоутвердиться за счет других и спровоцировать жертву на ответную реакцию. И если оппонент бурно реагирует, агрессор получает от этого позитивные эмоции.
А для некоторых агрессоров подобное поведение – способ выразить свое отношение к человеку или группе людей. При этом агрессия не считается чем-то плохим или неправильным, а воспринимается просто как эффективное средство коммуникации.
При этом отдельные агрессоры убеждены в том, что высказывать свое мнение (даже в агрессивной форме) – это нормально, если собеседник неправ. Поэтому спор или обсуждение полярных точек зрения часто является поводом для проявления агрессии. Агрессоры считают полезным для себя попытаться переубедить собеседника. Хотя большинство осознает, что такие способы коммуникации неэффективны и чаще всего не приносят нужного результата.
123RF/legion-media.ruТакже кого-то провоцируют на агрессию большое количество чужих негативных комментариев и чувство безнаказанности в интернете.
Кроме того, в Сети встречается «буллинг по требованию». Например, пользователи могут совершить агрессивные действия после призыва знакомого или блогера. Дополнительными мотивами в этих случаях обычно служат чувство общности с какой-то группой и желание добиться справедливости.
В социальных сетях существует возможность анонимизировать свою личность. Например, создав фейковый аккаунт. Подобная возможность развязывает руки агрессорам.
Негативные комментарии в соцсетях
Результаты количественного исследования показали, что большинство людей (43%) используют негативные комментарии и посты в соцсетях, чтобы привлечь к себе внимание. По мнению 35% участников опроса, с их помощью можно публично осудить виновника. Кроме того 34% респондентов, что причина их появления – желание добиться справедливости, а 24% опрошенных воспринимают такие посты и комментарии как стремление узнать мнение других пользователей.
При этом участники интервью, которые не оставляют негативных комментариев, считают, что нет смысла навязывать свою точку зрения другим людям.
Также люди, которые не оставляют негативных комментариев, считают, что в Сети легче промолчать или удалить человека, чем вступать в обсуждение и пытаться как-то его изменить.
Активные комментаторы считают, что, если человек сам выложил какой-то контент в Сеть или отправил сообщение в чат, значит, он готов получать и негативные комментарии в том числе. Эти респонденты не понимают, на что автор может испытывать целый ряд негативных эмоций от реакции комментаторов — от обиды и злости до переживания депрессии.
Выяснилось, что по некоторым вопросам у людей бывает очень жесткая позиция. Например, раздражают автомобилисты, которые паркуются на газонах, и живодеры. Респонденты полагают, что физически воздействовать на них запрещено на уровне законодательства, но можно негативно высказываться в Сети.
Часто вовлечение в дискуссию с негативными комментариями или переход на личности происходит из-за недостатка аргументов.
Из результатов количественного исследования стало понятно, что люди пишут негативные комментарии или посты в адрес других людей чаще всего, испытывая гнев или злость, а своим комментарием или постом они пытаются выплеснуть эмоции и восстановить справедливость, наказать обидчика. При этом по прошествии времени люди испытывают большую неуверенность в правильности своих поступков.
Классический кибербуллинг
Под классическим кибербуллингом в рамках этого исследования понимают ситуации регулярное написание негативных комментариев в социальных сетях в адрес конкретного человека или группы людей, переход на личности в онлайн-перепалках, создание юмористического контента, который может задеть чувства других людей или создание фейковых страниц для распространения контента от имени других людей с целью причинить им неудобства. При этом «нападение» может осуществляться как индивидуально, так и группой людей.
По мнению респондентов, нашу жизнь уже невозможно представить без мемов. Они считаются чем-то обыденным, и часто людям кажется, что в создании мемов нет ничего такого, что могло бы негативно восприниматься. Люди стараются шутить только над тем, что кажется им смешным, и не всегда понимают, почему кто-то обижается.
Выводы
- Чаще всего люди проявляют агрессию в интернете с благими намерениями — предупредить аудиторию о чем-либо (42%) и восстановить справедливость (29%).
- Агрессия – это способ получить эмоции, «почувствовать себя живым».
- В стремлении отомстить обидчику жертва кибербуллинга может стать более агрессивным буллером.
- Один из факторов распространения агрессии в интернете – чувство безнаказанности из-за анонимности.
- В некоторых сообществах, например геймерском, агрессивное поведение встречается настолько часто, что становится вариантом нормы.
- В Рунете сильно выражена мизогиния. Ее главная движущая сила – существующие в обществе гендерные стереотипы.
- Люди, проявляющие агрессию в пылу борьбы за справедливость, как правило, считают свое поведение адекватным.
- Зачастую агрессор не осознает, что он агрессор, поэтому не считает свои поступки кибербуллингом.
- Большинство агрессоров не понимает чувства жертвы.
- Поддержка знакомых увеличивает вероятность того, что агрессор будет считать свое поведение приемлемым.
- Агрессивное поведение может восприниматься как способ осуществления прав и свобод человека.
Комментарии (0)