Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага.
Впоследствии они были названы в республиках бывшего Советского Союза «автографами Победы». На Западе эти надписи известны, как «русские граффити».
Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания.
Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться. Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кино- операторов.
У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции и стали, в итоге, органичной частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов федерального собрания, Бундестага Германии.
Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.
Когда в ходе реставрационных работ в 1994 — 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в 1960-е годы, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество «русских граффити».
Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом. Началась реставрация автографов Победы, которые очистили и защитили от внешних воздействий специальным высокопрочным прозрачным раствором.
Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».
Комментарии (0)