Многие люди в старшем возрасте не решаются приняться за что-то новое: им кажется, что они уже не смогут научиться делать это новое хорошо, никто не одобрит результатов их усилий, а кое-кто может и вовсе поднять на смех. Моррис Хиршфилд — яркий пример того, что бояться нового в зрелом возрасте не стоит: почти на каждый талант могут найтись восторженные поклонники и даже щедрые покупатели.
Моррис Хиршфилд родился в 1872 году в еврейской семье в Польше, на территории тогдашней Российской империи. В 18 лет эмигрировал в США, сначала работал портным и сапожником, а затем вместе с братом основал свою швейную фабрику, где изготавливали пальто и тапочки.
В 1935 году он вышел на пенсию — и заскучал. К счастью, он вовремя вспомнил о давней мечте — научиться искусству живописи. Не рассуждая долго, он взялся за краски и кисти.
В то время в изобразительном искусстве уже заявили себя все возможные течения. Модернизм, супрематизм, сюрреализм — публику ничем было не удивить. Моррис Хиршфилд был далек от авангардных достижений, он пытался подражать реалистическому искусству XIX века, однако результат получался прямо противоположным.
На его картинах были изображены женщины, кошки, тигры, львы — и все они напоминали рисунки, сделанные детьми. Ни перспективы, ни светотеней, однако было в них неповторимое очарование примитивного искусства, как в искусстве первобытных племен. А кто-то находил в его картинах и отсылки к средневековому искусству, геральдическим образам.
В 1939 году, всего через 4 года после того, как Хиршфилд вышел на пенсию, две его картины были выставлены в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА), а еще через два года там же состоялась его персональная выставка из 30 картин.
Хиршфилд умер в 1946 году, оставив 77 произведений. Большая часть находится в коллекции нью-йоркского МоМА и в Национальном музее арт-модерн в Париже, в хранилищах Музея современного искусства и в крупном частном собрании. Самая дорогая из его работ — «Девушка с собакой» — была продана за 510 $ тыс. Поклонниками наивного творчества Хиршфилда были основоположник сюрреализма Андре Бретон, «отец концептуализма» Марсель Дюшан и великий Пит Мондриан, а также знаменитая галеристка и коллекционер Пегги Гуггенхайм.
Комментарии (3)