При всех своих отличиях люди на самом
деле очень похожи. Например, им нравятся одни и те же запахи. Никакой роли не
играет принадлежность к той или иной культуре, образ жизни и предыдущий опыт, –
одни ароматы кажутся привлекательными для всех, другие, наоборот, отталкивают.
Международная группа ученых из Швеции
и Америки провела серию экспериментов, чтобы понять общие закономерности
восприятия запахов. Исследователи выбрали девять закрытых сообществ, имевших
минимальное представление о продуктах и товарах Европы и США. В группах был
разный образ жизни, – одни занимались охотой и собирательством, другие – возделывали
землю и ловили рыбу. Всего в исследовании участвовали 235 человек. Им
представили целый спектр всевозможных запахов и попросили оценить, какие нравятся,
а какие нет.
В публикации, которая вышла в
научном
журнале Current Biology, ученые признали, что внутри групп они увидели разницу
в предпочтениях. Вариации были обусловлены личным вкусом и молекулярной структурой
того или иного аромата. Но схожесть результатов в целом поразила исследователей.
Они выяснили, что вне зависимости от факторов генетики, культуры и условий жизни
некоторые запахи нравились всем, а другие казались отвратительными.
Оказалось, что практически всех привлекает запах ванили и сложного эфира этилбутират, который воссоздает аромат спелых персиков. А самым неприятным участники эксперимента назвали запах изовалериановой
кислоты. У жителей Запада ее аромат вызывает ассоциации с грязными носками, а еще эта кислота используется для производства валидола и корвалола.
Ученые предположили, что приятные
ароматы сигнализируют мозгу об увеличении шансов на выживание. Если что-то пахнет
хорошо, значит, опасности нет. В планах исследователей изучить связь между
молекулярной структурой, от которой зависит конфигурация аромата, и алгоритмами
мозга, обрабатывающего обонятельные сигналы.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (3)