Надежда Бабкина: «Тигрице я сказала: «Не волнуйся, я тоже тигр»
18:00 02 января 2022
«Все взгляды — на меня. «Хорошо, — думаю, — узнали!» Все со мной чокаются, смотрят в глаза, но...
Надежда Бабкина Архив театра «Русская песня»
«Все взгляды — на меня. «Хорошо, — думаю, — узнали!» Все со мной чокаются, смотрят в глаза, но как-то странно. Мои девицы кучкуются в сторонке. И вдруг одна подходит: «Надя, ты чехол забыла надеть». Я даже не сообразила, о чем речь: «Какой чехол?» — «У тебя под платьем ничего нет!» Я опускаю глаза и… Ужас!» — рассказывает певица, актриса и художественный руководитель театра «Русская песня».
— Надежда Георгиевна, наступает год Тигра. Вы — Тигр по гороскопу. И я знаю, что у вас была встреча с этим зверем…
— Да, случилось это в Приморье. По приглашению Евгения Наздратенко и Олега Кожемяко, бывшего и нынешнего губернаторов Приморского края, я побывала в их вотчине. В какие только диковинные места мы не заезжали! До одного из них добирались семь часов на машине, форсируя семь горных речек вброд. Вода иной раз поднималась до самой кабины. Но я не робкого десятка, да и мужчины рядом были надежные. На краю света — в бухте у подножия сопки — стояли несколько рубленных из пихты домиков, а вокруг — бескрайняя тайга. Словно заново родившаяся, выхожу из бани и вдруг откуда-то снизу слышу рык. Спрашиваю: «Ребята, а кто это тут?» — «А это тигрица у нас живет — Машка. Мы ее котенком в тайге раненую подобрали». Я как узнала — говорю: «Хочу к тигрице!» — «Нет, сейчас нельзя! К голодному хищнику не входят. Сперва мы ее покормим, тогда и познакомитесь». Наутро выхожу из своей избушки и вижу огромные следы на снегу. Значит, Машка на прогулке! И вдруг полыхнуло черно-рыжим огнем — я увидела тигрицу. А меня научили, что зверю нужно смотреть прямо в глаза. И когда я к ней подошла, не отводя глаз, вид у Машки сделался какой-то растерянный. Пришлось успокаивать: «Не волнуйся, я тоже тигр». Потом я протянула руку и осторожно провела ладонью по ее спине, а тигрица вдруг повалилась на бок и, как домашняя кошка, растопырив лапы, выставила живот для поглаживания, — вот такое доверие!
— Жизнь артиста — кочевая. Случалось ли вам Новый год встречать в экзотических странах?
— О да, Новый год во Вьетнаме я не забуду. Это было время, когда на фестивали нас командировали по комсомольской линии. На этот раз ансамбль «Русская песня» и ВИА «Ариэль» отправили представлять СССР во Вьетнам и Лаос. Отмечали Новый год в гостиничном номере своей делегацией. Немножко выпили, закусили. А жара страшная, поэтому окна открыты, и прямо в номер «рвутся» тропические деревья, увитые лианами. Тут в нас проснулась жажда приключений. Мы решили покататься на лианах, как в популярном фильме про Тарзана, и проверить их на прочность. После чего несколько человек, включая меня, вылезли в окно и повисли на этих живых канатах. А как повисли — так и сорвались. И оказались мы с Борей Каплуном, барабанщиком из «Ариэля», на земле. Уж не знаю, почему так располагалась гостиница, но только отмечали мы Новый год во Вьетнаме, а упали на территорию Лаоса. Не поверишь, нам в тот момент не было страшно — наоборот, мы смеялись над своим нелепым положением. А вот нашим товарищам почему-то было не до смеха — они смотрели на нас из окна с ужасом. Как возвращаться в отель — непонятно, дорогу преграждает забор с колючей проволокой. Тогда наши товарищи связали между собой простыни и спустили вниз. На них нас и вытянули. Мы поняли, в какую историю могли попасть, лишь когда пришел руководитель нашей группы и устроил нагоняй: «Вы хоть понимаете, что перешли без документов границу двух государств, будучи гражданами третьей страны?!»
Премьера концертной шоу-программы «Голоса Вселенной». Ансамбль «Русская песня». 2021 г. Архив театра «Русская песня»
Вспомнился еще один забавный новогодний случай, произошедший здесь, в Москве. Наш коллектив пригласили выступить на посольском вечере в честь Нового года в Доме приемов Правительства (знаменитый особняк Арсения Морозова на Воздвиженке). Там акустика божественная, поэтому пели мы а капелла. И приглашающая сторона, и иностранцы были в восторге. После выступления нам предложили переодеться и присоединиться к гостям. Я тогда сделала наблюдение: как только мы сменили народные костюмы на обычные, на девушек из коллектива перестали обращать внимание — прежнего интереса словно и не было. Мне самой, слава богу, внимания хватало. Все взгляды — на меня. «Хорошо, — думаю, — узнали!» Все со мной чокаются, смотрят в глаза, но как-то странно. Мои девицы кучкуются в сторонке. И вдруг одна подходит: «Надя, ты чехол забыла надеть». Я даже не сообразила, о чем речь: «Какой чехол?» — «У тебя под платьем ничего нет!» Я опускаю глаза и… Ужас! Ну то есть платье-то у меня было шикарное — мне его привезли из Лондона. Из тончайшего мохера, очень пушистого, практически прозрачного. Он создавал ощущение некой дымки по силуэту, не более того. Хорошо еще, что белье на мне было телесного цвета... Я залилась краской: какой конфуз — здесь послы бог знает каких стран! Решение пришло быстро, говорю коллеге: «Зови всех девочек сюда». Они меня окружили. «А теперь, — говорю, — таким кругом не спеша движемся к выходу». — «Но мы не хотим уходить». Повторяю сквозь зубы: «К двери!» Вышли в коридор. Командую: «Бегом переодеваться в народные костюмы! Поем еще три песни и уходим!» Когда вошла в гримерку и увидела себя в зеркале, стала хохотать. Думаю: какая же я молодец — вышла в неглиже, уверенная в собственной неотразимости!
— А как в вашем детстве отмечали Новый год, Рождество? Какие были традиции?
— И дети, и взрослые в нашей деревне обязательно наряжались кто во что горазд. Дети — в шкуры, я, например, выворачивала мехом наружу папин тулуп. Образ дополняла вывернутая меховая шапка. В общем, чем страшнее — тем лучше. Парни надевали юбки, какие-то платки, чтобы нельзя было с ходу определить, юноша перед тобой или девушка. Мы брали большие мешки и шли по домам колядовать. Не ко всем подряд, конечно. В деревне же все друг друга знают, и мы понимали, к кому можно идти, а к кому не стоит — получишь ухватом.
— А что кидали в ваши мешки?
— Поскольку это Астраханская область, в первую очередь вяленую воблу. Иногда кусочки балыка. Само собой, пирожки. А еще баночки с помидорками или другими соленьями. И лечо. А лечо у нас — фантастическое, страшное объедение.
Маленькая Надя с мамой Тамарой Александровной, отцом Георгием Ивановичем и братом Валерой (внизу) из личного архива Надежды Бабкиной
— Гадали в ночь перед Рождеством?
— Гадания были всякие, например, в порядке шутки кидали валенки через забор. Идет мимо какой-нибудь дядька, а тут в него валенок прилетает. Он матюгается, а мы из-за забора кричим: «Как зовут?» По условию гадания какое имя у первого встречного — так и твоего жениха будут звать. «Я тебе дам «как зовут»! Сейчас навешаю!» — кричит дядька. А мы быстрее калитку запирать… Гадали и на свечах. Ставили зеркальце, перед ним две свечки. И вот сидишь и долго пристально всматриваешься в отражение. В конце концов в зеркале появляется длинный коридор из свечей, в глубине которого можно разглядеть кого-то. Но, скажу честно, на принца это отражение было похоже меньше всего — в зеркале обычно возникала такая физиономия, что становилось жутко.
— Елку ставили?
— Да, ставили. Тогда по домам наряжали живые елки. Сейчас у меня искусственная, потому что с живой слишком много возни. Вообще, детство у меня было хорошее, я росла счастливым ребенком. Родители устраивали нам красивые праздники. Приглашали друзей, накрывали столы, обязательно пели — да как! И рядились всякий раз. Причем каждый год образы менялись. Где только мама с папой брали все это? Гулянья проходили и в местном клубе, куда собирались ряженые со всей деревни. Устраивался конкурс на лучший костюм. Родителей никогда никто не мог узнать. В результате Тамара и Георгий Бабкины всегда становились победителями.
Несмотря на творческий подход к жизни, к актерству родители относились несерьезно — считали это развлечением, баловством. А я актерство взяла за основу жизни своей. До сих пор всех развлекаю: и зрителей, и коллектив, и семью. Когда внук Георгий, названный в честь моего папы, был еще совсем маленьким, мы решили его порадовать. Его дедушка Володя, отец моей невестки Татьяны, нарядился Дедом Морозом, а я — Снегурочкой. Входим в комнату, внук сидит на коленях у Тани в ожидании чуда. «Здравствуй, мальчик!» — говорим не своими голосами. А он смотрит на нас так недовольно и выдает: «Идите отсюда!» Георгий нас узнал, поэтому и погнал — совсем других волшебников он ждал. Как же я хохотала после его слов, а внук не мог понять, чему я так смеюсь.
«Внук постепенно становится юношей и уже ведет себя не так, как раньше, теперь за ним нужен глаз да глаз» С внуком Георгием из личного архива Надежды Бабкиной
А когда ребенком был мой сын, мы жили в районе метро «Академическая» в малогабаритной «трешке» на первом этаже. Рядом располагались девятиэтажки дипкорпуса — тогда они считались высотками. На Новый год ко мне приезжали коллеги из «Русской песни», мы встречали праздник за столом, потом переодевались в народные костюмы и шли прямиком в дипкорпуса. Шатались по подъездам, звонили в двери. Пели колядки, а нам давали импортный дефицит. Мы звали хозяев с собой и приводили всех на горку. Это была шикарная горка, находилась она рядом с поликлиникой — видимо, чтобы далеко не ходить, если вдруг ногу или шею свернешь. С собой мы брали выпить, закусить и гуляли с иностранцами до рассвета. Конечно, и гармошка у нас была! Многие и по-русски не говорили, и мы не знали, кого как зовут, но разве это важно? Иногда после горки я приглашала всех к себе. Дружно садились за стол, и иностранцев не смущали наши скромные обстановка и меню. На столе всегда стояли картошка, капуста квашеная… Рынок рядом, на рынке все продавцы знакомые. И те угостят, и эти дадут довесок, смотришь — всего полно. И такие были мы счастливые! И не потому, что молодые, а просто хотели быть счастливыми! Я и сейчас так живу.
— Надежда Георгиевна, уходящий год стал юбилейным для «Русской песни» — коллективу исполнилось 45 лет. Поздравляю вас! Этот рубеж вы отметили масштабным шоу «Голоса Вселенной»…
— Я так скажу: это шоу показало, что новые солисты «Русской песни» стали настоящими артистами во всех смыслах. И я получила огромное удовольствие, работая с ребятами над этой программой. Меня вдохновлял пыл, с которым они репетировали. Они полностью выкладывались и стремились к результату! И я поняла, что юбилей этот устраивать стоило. И даже не для того, чтобы отметить дату, а чтобы дать возможность артистам ансамбля в полной мере раскрыться — проявить мастерство, которое мы коллективно копили 45 лет.
— А как сложилась концепция шоу и сколько времени ушло на подготовку?
— Лето и осень. Мне хотелось сделать программу, не похожую ни на что. Под другим углом посмотреть на «Русскую песню» и наш традиционный репертуар. Обычно, когда еду в машине, слушаю радио. Сейчас много крутят композиций в восточном стиле — что-то мне нравится, к чему-то прикипаю. Или, например, идет реклама, и я вдруг слышу какие-то «ведические» шаманские напевы. Запоминаю. Или оркестр Горана Бреговича заиграл — а это всегда драйвово, красиво. Все это во мне копилось, собиралось и однажды оформилось в идею: а что, если обыграть многообразие культур? В нашей стране традиции разных народов очень тесно переплелись между собой. Можно взять русскую народную песню и украсить ее традиционными музыкальными мотивами других народов России. А самих исполнителей одеть в красивые, модные и даже ультрасовременные костюмы. Хотелось, чтобы это вызывало спор, шок, а у кого-то и несогласие. При этом по сути ничего не меняется: ни текст, ни смысл, ни мелодия — просто добавляются новые краски и аранжировки.
Свадьба сына Надежды Данилы и его невесты Тани. 2007 г. Елена Сухова
В конце весны мы начали фестиваль-марафон «Песни России». И в Ставрополье я столкнулась с такой многонациональностью, что убедилась в верности своей концепции. Нашу программу на этом фестивале режиссировал Максим Лахно, и однажды вечером за чаем я его спросила: «Макс, а возьмешься наш юбилейный концерт сделать?» Он говорит: «Да!» — «А справишься?» — «Справлюсь». И Максим все замечательно придумал — и с постановочной, и с технической, и с художественной стороны.
А вот найти аранжировщиков, готовых взяться за народные песни, оказалось непросто. Сложный это жанр, редкий сегодня. Искали долго. В итоге взялся продюсерский центр-студия Стаса Костюшкина. Сделали одну вещицу — всем понравилось. И понеслось! В записи участвовали выдающиеся музыканты, ведь мы писали только живые инструменты, даже когда требовались лишь их подголоски. У нас звучат и гитары, и саксофоны, и скрипки, и армянский дудук, и русские народные инструменты. Все это создает волшебную партитуру и оставляет очень приятное послевкусие. В процессе работы мы сами в себе открывали абсолютно неизвестные грани. С удивлением смотрели друг на друга. И Макс предложил: «Давайте программу назовем «Голоса Вселенной». А тут еще Первый канал стал продвигать тему космоса — отправили на орбиту актрису. Для нас это стало знаком.
Моим обязательным условием было, чтобы в концерте мы исполнили несколько композиций а капелла. В этом наша душа. Это то, что мы совершенствуем уже 45 лет. То, за что нас полюбили и любят и что является основой нашего репертуара. Мы включили в программу произведение, с которого начался наш коллектив. Это песня Воронежской области «Летят утки». С ее помощью 45 лет назад мы «припевались» друг к другу, выстраивали ансамбль, прилаживались, шлифовали мастерство, чтобы никто не торчал гвоздем на гладкой поверхности. И это, скажу я вам, колоссальный труд. Но сегодня в этой песне мы не просто выпеваем нотки, как когда-то, сегодня для нас это произведение выстраданное — про жизнь, про что-то настоящее, глубокое.
Я очень благодарна Алле Духовой и ее хореографам, которые и своих учеников командировали для нашего шоу, и нашим артистам поставили хореографические номера. Мы все там танцуем, как балетные.
— В том числе и вы. Весь спектакль танцуете наравне с самым молодым поколением артистов! И откуда такую энергию берете?
Первый состав коллектива «Русская песня» Архив театра «Русская песня»
— С Богом договорилась, попросила его сильно, от души. Не столько для себя, сколько чтобы поддержать своих соратников, свой коллектив, зрителей порадовать. Ну а если останутся силы и на себя — не откажусь. Два с половиной часа на сцене с выходом за кулисы только для смены костюма — это серьезно. А ведь на мне, помимо творческих, еще и административные задачи. Я участвую во всех совещаниях и решаю массу вопросов.
Второй концерт снимало телевидение, а после был банкет. И мы продолжили петь и танцевать с нашими гостями. Домой я выехала часов в пять утра. Водитель мой всю дорогу сокрушался: «Кто бы знал, что такое артист! Если бы зрители только догадывались, какой это тяжелый труд!» Мне хотелось его поблагодарить, сказать спасибо за поддержку, но язык не шевелился от усталости и эмоционального истощения.
— А ноги не гудели после таких танцев?
— Гудели, еще как гудели. Они, похоже, и во сне продолжили танцевать. Просыпаюсь и ничего понять не могу. Вроде я в горизонтальном положении, а ноги сами собой пляшут. Но ничего страшного. Главное, все это для людей. Энергия и эмоции, которые мы отдаем зрителям, своего рода пилюля, наравне с вакциной — мощный заряд позитива. И я это знаю точно — по бесчисленным положительным и благодарным отзывам.
— Надежда Георгиевна, а Евгению Гору вы не предлагали написать что-нибудь новое для этой программы?
«Костюмы мы предложили сделать Игорю Гуляеву. Я сказала: «Нам нужен современный взгляд на «Русскую песню» — возможно, даже хулиганский». К таким костюмам требовались и особые прически. Их нам разработал стилист Дмитрий Винокуров с командой. У меня в шоу абсолютно бесшабашные парики — появляюсь и в розовом, и в черном «афро» — в мелкий завиток» Шоу «Голоса Вселенной» к юбилею ансамбля «Русская песня». 2021 г. Архив театра «Русская песня»
— Нет. Во-первых, Женя был занят — снимался в очень серьезном проекте для Первого канала. Скоро вы его увидите. Плюс он активно занимается своим бизнесом, работает над его продвижением, открывает магазин собственного бренда. Я на Гора смотрю и радуюсь — надо же, как человек изменился. Очень серьезно и скрупулезно подходит к работе. Взрослеет! Когда-то я ему сказала: «Понимаешь, Женя, молодость — очень короткий отрезок жизни. Вот увидишь, ты быстро меня догонишь. Я-то могу в своем возрасте задержаться, притормозить время. И я хочу на тебя взрослого посмотреть». А сейчас Гор мне говорит: «Помнишь, ты сказала, что я тебя догоню? Так я догнал!» Я и сама это вижу, просто помалкиваю, чтобы не расстраивать. Но он молодец — правильно все воспринимает.
Женя, наблюдая, в каком состоянии я пребывала, работая над шоу, постоянно подбадривал: «Держись, Надюха, держись!» Старался лишний раз не появляться, не раздражать. Ведь репетиций было столько, что я даже не ездила этой осенью в свой загородный дом. В этом же поселке живет и семья сына. Так что Данила с детьми — моими внуками, — чтобы повидаться со мной, сам приезжал в театр. В общем, для меня были созданы комфортные условия. Мне не надо было ни за кем бегать, готовить еду, постирушками заниматься. Я приходила домой и падала на кровать как убитая. Но результат того стоил — когда Женя побывал на премьере, сказал мне: «Надя, я тебя от души поздравляю! Наконец-то я увидел и услышал то, чего ждал на протяжении восемнадцати лет! Это победа!»
— Я видел вашего внука Георгия на концерте. Он ходил по залу такой довольный, приветствовал гостей и артистов.
— Да, его распирало от гордости за меня и за театр. Он справедливо ощущает свою причастность к делу моей жизни.
— А Георгий в музыкальную школу ходит?
«Когда-то я Жене сказала: «Понимаешь, молодость — очень короткий отрезок жизни. Вот увидишь, ты быстро меня догонишь» С Евгением Гором. 2019 г. personastars.com«Наступающий год Тигра будет моим. Поэтому буду «рвать и метать» — в хорошем смысле. Не останавливаясь, буром преодолевать любую твердь. За этот год надо многое сделать» Филипп Гончаров
— Да. Он и в школе музыкой занимается, и на дом к нему педагог приходит. Внук владеет фортепиано хорошо и уже сочиняет музыку! Когда его посещает вдохновение, он мурлычет что-то себе под нос, а потом садится за инструмент. И мне очень даже нравятся его композиторские опусы. Георгий растет, и я наблюдаю перемены в его внешности и характере. Внук постепенно становится юношей и уже ведет себя не так, как раньше, теперь за ним нужен глаз да глаз…
— А что же внучки?
— С ними тоже не соскучишься! В мае дети отдыхали в Дубае, и я туда к ним прилетела. Так вот, младшая Марфуша меня удивила. Отдыхаем мы с ней на лежаках, и я говорю: «Марфа, я так хочу мороженого!» Она: «И я хочу». — «Давай я дам тебе денег или карту — пойди купи, пожалуйста. Только я хочу в вафельном стаканчике». Про стаканчик сказала, заведомо зная, что рядом такого мороженого не продают, — было интересно, как она справится. Марфа ушла, не взяв ни карты, ни денег. Прошло какое-то время, вижу — топает обратно. Маленькая такая, хорошенькая — идет как уточка, но так стремительно, а в руках несет два вафельных стаканчика с мороженым. Я в изумлении спрашиваю: «Можешь мне сказать, где ты это взяла?» — «Нашла». — «А как же деньги?» — «Договорилась, потом отдам». Я поняла: Марфа — хозяйка стопроцентная. Спрашиваем внучку: «Что тебе подарить?» Она говорит: «Швабру». Ну, думаю, все, точно откроет клининговую компанию. А ребенку — шесть лет! Она дома и убирается, и пирожки печет. Приезжаю в гости, на столе лежит горка печенья, но никто не ест. Марфа говорит: «Это я пекла». Спрашиваю остальных: «А чего не едите?» — «Ну попробуй сама, оно сухое». Я попробовала, а печенье сухое только сверху, а внутри — что надо! Мне такое нравится.
— А средняя внучка Вера чем удивляет?
— Синяками. (Смеется.) Она у нас занимается и футболом, и волейболом, и баскетболом, и плаванием. И с битой гоняет. Хулиганистая девочка, скажу я тебе, но учится отлично.
«Хотелось, чтобы это вызывало спор, шок, а у кого-то и несогласие. При этом по сути ничего не меняется: ни текст, ни смысл, ни мелодия — просто добавляются новые краски и аранжировки» Шоу-программа «Голоса Вселенной» Архив театра «Русская песня»
— Надежда Георгиевна, какое напутствие дадите читателям в Новый год?
— Вот говорят: «Не расслабляйся. Если завелась — так не отпускай вожжи, держи — пока не достигнешь цели. Потом постепенно начинай сбавлять обороты». И мне эта позиция близка. Наступающий год Тигра будет моим. Поэтому буду «рвать и метать» — в хорошем смысле. Не останавливаясь, буром преодолевать любую твердь. За этот год надо многое сделать. У меня давно в голове сформулирован план. И в момент, когда «откроется шлагбаум», сразу, без пробуксовки на раздумья, начну действовать. Поэтому всем советую планировать свой год, ставить достижимые цели и исполнять их. Но заранее своих планов не открывайте. И тогда все обязательно сбудется. Желаю всем здоровья и счастливого года!
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)