Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Что это? И не надо кивать на произведения Босха: он в 16-м веке умер, это чистой воды эпоха Возрождения уже. Нас же интересует истинное Средневековье, мрачное такое все и готичное. Червивое!

Картина, называемая «Мёртвые любовники» (Les amants trépassés) была создана около 1450 года. Имя автора не сохранилось, по манере сегодня ее приписывают анониму по прозвищу Ульмский мастер.

Место хранения картины: Музей изобразительных искусств, Страсбург (Франция)

Она поражает своим необычным подходом к обнажённому телу: то, что должно по идее возбуждать и радовать взор, здесь превращено в настоящий хоррор. Поскольку нарисованы тут не молодые красавцы, а пожухлые старики, причем, кажется, уже пожираемые могильными червями (несмотря на вполне живое выражение глаз).

Для нас подобное изображение мужчины и женщины ассоциируется обычно с Адамом и Евой — и традиционно такие картины служат для воспевания человеческой красоты. Но не в случае наших «Мёртвых любовников», которые по контрасту с шаблоном шокируют еще сильнее...

Aльбрехт Дюрер. "Адам и Ева". Ок. 1507

Идея этой аллегорической средневековой картины состояла в том, чтобы напомнить тому, кто на нее смотрит: жизнь — это тлен. Все мы умрем, причем достаточно скоро. Зритель, глядя на это безобразие, должен был как бы медитировать на тему того, что все земное — тщета, суета сует. В том числе и тело, здоровье, молодость.

Ужас от картины увеличивается от того, что глаза персонажей еще горят разумом, а вот тело их уже жрут насекомые, черви, змеи.

У беззубой старухи высохшие груди свисают самым жалким образом, а на причинном месте сидит огромная жаба — символ гадости и мерзости.

Белые тряпки, которыми они пытаются прикрываться — это саван.

Удивительное дело, но эта картина является частью диптиха (вторая половина в Кливленде, США). На первой створке изображена молодая парочка изящных возлюбленных, которые только что обручились.

Молодые люди одеты, и это еще раз напоминает нам о символике наготы в религиозном искусстве. В христианской живописи целью обнаженного тела отнюдь не было вызвать приятные сладострастные ощущения (как это станет в искусстве Нового времени). Нет: нагота обозначала смерть, переход в иное состояние. Потому что на том свете никому одежда уже не требуется. Поэтому, если на картине, например, был изображен умирающий (одетый), то душа, излетающая от его уст и поднимаемая в небеса ангелами писалась в виде обнаженного младенчика.

Этот же диптих своей символикой напоминает зрителю о том, что все мы из стадии юных счастливых любовников (слева) перейдем в ту стадию, которая изображена справа. И останемся в ней намного-намного дольше...

 

 


Источник: «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья
Автор:
Теги: живопись Искусство картины смерть картина любовник средневековье Ада белые

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Попова Елена 
Удивительная и поучительная история отношения к жизни.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства