«Море волнуется раз»: что не так с победителем «Кинотавра»
13:00 12 декабря 2021
Главная удача фильма Николая Хомерики – роль юной актрисы Ольги Бодровой, дочери Сергея Бодрова-младшего.
«Море волнуется раз» (2021) Кадр из фильма
Юные Саша (Ольга Бодрова) и Коля (Валерий Степанов) решили сбежать. В лес, в ветхий домишко – подальше от цивилизации, интернета, жестоких и злых людей. За провизию был ответственен Коля, за культурный досуг и уют – Саша. Не очень понятно, почему они решили сбежать вместе, так как на первый взгляд и не скажешь, что между ними любовь – они часто ссорятся и часто смотрят друг на друга озлобленно. Иногда между ними, конечно, прокатываются волны нежности, но очень быстро либо один, либо другой все это прекращает.
Саша стругает стол, Коля замешивает бражку. Так и живут – какое число на календаре, не знают. Может, 21 августа, а может уже осень – один раз в кадре посреди лета даже пойдет снег. Однако в их совместном существовании есть одна печаль – Саше снится один и тот же жуткий сон, в котором ее, уже взрослую и живущую в городе, захлестывает огромная волна, смертельной силе которой невозможно противиться. И каждый раз Саша просыпается в поту, на руках у юного Коли, а взрослого Коли во сне никогда нет рядом.
«Море волнуется раз» (2021) Кадр из фильма
Как-то раз во время прогулки ребята подглядывают за обнаженной парой, мужчиной и женщиной (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), которые моются из ковша прямо на улице. Поначалу вуайеристы остаются незамеченными, но затем сами приходят знакомиться-родниться с соседями. Их принимают волком, но вскоре делают частью своего лесного диковатого быта. Зрителю несложно догадаться по отдаленному, однако все же явно присутствующему сходству между персонажами, что новые знакомые – это постаревшие версии наших героев.
Николай Хомерики после работы на территории блокбастеров наконец возвращается в камерное кино. Очевидно, здесь режиссер чувствует себя счастливее – но его новой картине, победителю фестиваля «Кинотавр» этого года, все равно не хватает воздуха. Хомерики создал сказочную историю, где безвременье играет большую роль, но которое тем не менее не делает его фильм хоть сколько-нибудь внятным высказыванием о, как планировалось, любви, смерти, верности и связи поколений. И подчеркнутая внеактуальность «Море волнуется раз» сыграла против создателей, превратив фильм в вялотекущее зрелище без причин и цели.
«Море волнуется раз» (2021) Кадр из фильма
Но все же в любом фильме можно найти удачи. А тут и не надо пристально вглядываться. Безусловная удача нового опыта Хомерики – это, конечно, молодые актеры, особенно дочь Сергея Бодрова-младшего, для которой этот фильм стал дебютом в большом кино. Ее киногений близок к совершенному: что бы Ольга Бодрова ни делала в кадре, у нее получается это абсолютно органично. И порой физическое присутствие юной актрисы даже спасает странные диалоги этого фильма, отвлекая от них внимание. Хотя не сосредотачиваться на них действительно трудно: ведь герои говорят в основном односложными фразами в духе «Уйди», «Заткнись», «Отстань», «Ты идиот». Весьма странно, что сценарист Александр Родионов думает, что современные молодые люди, пусть Хомерики и помещает их куда-то на границу мира, говорят именно так. Об оторванности от времени и реальной действительности говорит и отсутствие в кадре каких-либо примет современного мира – привычный всем нам смартфон появится лишь на 39 минуте картины, чтобы спешно исчезнуть. Да разве что взрослая Саша из сна все пытается дозвониться своему взрослому Коле. Но там телефон бесполезен, потому что связь с возлюбленным навсегда порвана.
«Море волнуется раз» (2021) Кадр из фильма
Однако все остальное в «Море волнуется раз» Хомерики вызывает вопросы. Взрослые версии Саши и Коли остались примерно на том уровне развития и психологической прорисовки персонажей, на котором находятся и юные герои. Через слово – упреки, ругань и недовольство. Вот и вылезла чернуха российского кино – пусть не через кадр, но в слове. И юные герои, и их постаревшие версии копошатся в своих мирках, не приходя ровным счетом ни к чему за два часа фильма. Теплоты в их отношениях нет, вычленить мысль о связи этих двух пар, даже зная, что она заложена в сценарии – чрезвычайно трудно. А линия со сном и реальностью так вообще шита белыми нитками.
Что ж, остается любоваться магической природой в картине, потому что лишь в ее изображениях есть воздух. Особенно в те моменты, когда режиссер поэтично миксует цифровые кадры с пленкой. В конце концов, никогда не знаешь, какая глава притчи может тебя чему-нибудь научить.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)