В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы — бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни — поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».
Съемки шли 10 дней. За это время авторам проекта удалось расположить к себе тренера по борьбе, и он познакомил их с моделями.
«Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта — перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».
«Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».
Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.
В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» — засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.
Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.
Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.
Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.
В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.
Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками — «монгол гутал», шорты — «шуудаг», рубашка с открытой грудью — «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» — «улзий».
В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он — это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью — чтобы женщины «не совались в мужские дела».
С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта — Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») — за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») — за победу в шести турах, «заан» («слон») — за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») — за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, — «аврага» («исполин»).
С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.
Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.
Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них — монголы.
Смотрите также:Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)