В 1970-е годы в Советском Союзе все сильнее ощущалось влияние Запада – не в последнюю очередь это касалось моды. Советские граждане, долгое время лишенные возможности следовать последним мировым тенденциям, теперь отстаивали в огромных очередях, чтобы втридорога купить зарубежную одежду или обувь, с которой в союзных республиках было особенно тяжело…
Почувствовав некоторую свободу, и женщины, и мужчины в период хрущевской "оттепели", а потом и в брежневские времена стали экспериментировать со всеми доступными стилями, то примеряя образ хиппи, то щеголяя в узких брюках и белых рубашках. В то же время довольно распространенным стал и "русский стиль". И в СССР и в мире 70-е запомнились как десятилетие "дурного вкуса", что, впрочем, не помешало им стать одним из самых ярких периодов моды.
Два слова, неизменно ассоциировавшиеся с модой того периода – "дефицит" и "блат". Привезенные из-за рубежа вещи можно было купить в одном из магазинов "Березка" или в сотой секции ГУМа – однако эти места были открыты лишь для чиновников и партийных деятелей. Обычные люди пытались найти качественную одежду на толкучих рынках, а многие специально ездили в портовые города – Владивосток, Калининград, Одессу, Ленинград. Иностранцы, продавая одежду, увозили из России икру и золотые украшения. В особом почете были финские сапоги, которые в Советском Союзе меняли на водку.
Самыми популярными журналами мод в СССР по-прежнему оставались "Силуэт" и "Ригас модес", однако в это десятилетие в Союзе стали появляться и иностранные издания, а вместе с ними пластинки с записями популярных исполнителей и западные фильмы. Вместе с Rolling Stones, Beatles и фильмом "Лихорадка субботнего вечера" с Джоном Траволтой в Советский Союз пришла мода на клешеные брюки и джинсы, ставшие знаковой вещью десятилетия.
Джинсы были самым модным, самым желанным и в то же время самым недоступным предметом одежды. У фарцовщиков или на черном рынке можно было купить модели, привезенные из Югославии, Болгарии и Греции, однако верхом мечтаний каждого советского модника оставались фирменные американские Levi's, Lee и Wrangler.
За удовольствие носить джинсы многие были готовы не только отстоять в очереди, но и отдать месячную зарплату – разные модели стоили от 120 до 160 рублей. Кроме брюк из джинсовой ткани шили прямые юбки с разрезом, сарафаны и батники – все это точно так же можно было купить только у фарцовщиков.
Жилой массив Солнечный города Днепропетровска.
Однако часто случалось так, что, даже заплатив за заграничный товар три цены, покупатель оставался ни с чем: советские "предприниматели", стремясь заработать, часто в упаковке вместо готовой к носке вещи отдавали клиенту только одну штанину. Если же покупателю повезло, и джинсы оказывались целыми, вещь часто не подходила по размеру: молодым людям приходилось в обновке садиться в горячую ванную, чтобы ткань "облепила тело". Впрочем, обманывали фарцовщики и своих зарубежных клиентов, подсовывая им вместо денег "куклу" - пачку, где настоящими были только верхняя и нижняя купюры.
Желанными заграничными вещами кроме джинсов были сапоги-чулки, водолазка или свитер-лапша и портфель-"дипломат". За любой из этих обновок советские граждане готовы были переплачивать – импортные вещи считались символами престижа.
Молодые работники Волжского автомобильного завода.
Если герой Джона Траволты в "Лихорадке субботнего вечера" способствовал моде на клешеные брюки, то персонажи популярного в СССР югославского актера Гойко Митича из знаменитых вестернов повлияли на появление другой модной тенденции – ковбойской темы. Женщины, в свою очередь, носили длинные юбки с воланами и цветочной набивкой на ткани, а также шерстяные юбки в клетку.
Молодожены на улице Тольятти.
В начале десятилетия общественность наконец смирилась с мини-юбками и женскими брючными костюмами. Искусственные ткани были так же популярны, как и в прошлое десятилетие, однако теперь в моду вернулся натуральный мех. Очень распространены были шапки из лисьего меха – в моду они вошли, опять же, благодаря киноперсонажу – героине Барбары Брыльски в "Иронии судьбы". Такие шапки часто носили с дубленкой, отделанной длинным мехом – еще одной знаковой вещью десятилетия.
Артистка Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького Светлана Ивановна Коркошко.
Ретро, хиппи и панки
Одежда, которой торговали фарцовщики, стоила довольна дорого, поэтому многие по-прежнему предпочитали обходиться своими силами и шить вещи на дому. Один из популярных в 1970-е трендов – русский стиль. Девушки, отдававшие ему предпочтение, носили трикотажные юбки и платья средней длины, светлые рубашки и блузки с отложными воротничками, пиджаки в клетку. Несмотря на название, эта тенденция также была "подсмотрена" в западных журналах – в этом признавалась одна из самых известных манекенщиц того времени Марина Блиновская.
В 1970-е мужчины стали носить рубашки с рюшами и жабо или в мелкий цветочек, большой популярностью пользовались джинсы с машинной вышивкой и различными украшениями – будь то карманы, заклепки или яркие рисунки. Так чаще всего одевались хиппи – "дети цветов", чья субкультура в Советском Союзе хоть и просуществовала недолго, но все же оставила свой яркий след. Типичный наряд для хиппи – клешеные брюки яркого цвета – оранжевые, желтые, салатовые – и приталенная рубашка, которую следовало не заправлять, а носить навыпуск.
Молодая пара
Вообще 70-е можно назвать эпохой стиля унисекс – и женщины, и мужчины носили одинаковые клешеные джинсы, в то время как молодые люди часто предпочитали длинные волосы, а девушки носили объемную прическу из кудрявых волос в стиле Анжелы Дэвис. Такой образ дополнялся очень ярким макияжем: в то время в моду вошли тени насыщенных синего и зеленого цветов, а наносили их прямо до бровей.
Один из мировых трендов 1970-х, получивших распространение и в Советском Союзе – мода на фольклор. Девушки носили расшитые дубленки, блузки с этническими рисунками, сумки через плечо, а некоторые и вовсе предпочитали индийские сари или "цыганские" юбки.
Демонстрация платьев и костюмов, вышитых рукодельницами Мстерской строчевышивальной фабрики имени Н.К. Крупской.
Популярным был ретро-стиль, а также стиль поп – яркий и часто переходивший в безвкусицу.
В 1970-е стало модно составлять комплекты одежды из самостоятельных вещей, в то время как в 60-х популярностью пользовались единые ансамбли. В десятилетие хиппи и попа было принято носить пиджаки с трикотажными юбками, батники – с вязаными жилетами.
Если в 1960-х в моду, казалось, надолго вошли туфли на шпильке, то теперь практически все женщины переобулись в ботинки и туфли на платформе. Сабо стали самой модной обувью десятилетия – особенно ценились модели с железными заклепками. Еще один модный символ времени – сапоги "Аляска" или дутики, как называли такую обувь в народе. Их в СССР начали выпускать в 1976 году, когда в Москве на фабрике "Парижская коммуна" появился немецкий аппарат "Десма".
На фоне всеобщего интереса к космосу и на Западе, и в Советском Союзе в моду вошло все "дутое" - куртки, шапки перчатки и, конечно, "луноходы" - сапоги на литьевой подошве, которым были не страшны ни снег, ни грязь, ни слякоть. Обувь на платформе и объемные "дутые" вещи объединяли советскую моду с западной: развитие этих тенденций проходило почти параллельно в СССР и в Европе.
Студентки на каникулах.
В конце десятилетия стиль хиппи был смещен с модного Олимпа поклонниками ретро, которые вернули в моду широкие подкладные плечи и меховые накидки. Во второй половине 1970-х в Лондоне появилась новая субкультура – панки. Это движение в СССР нельзя назвать массовым или сколько-нибудь значительным, однако субкультура все же оказала влияние на советскую моду: конец 70-х стал временем обилия аксессуаров, металлических деталей и булавок на одежде. Одной из самых популярных моделей стала шотландская юбка с запахом, застегивающаяся на крупную декоративную булавку. В моду вошли черные кожаные брюки-дудочки, а волосы стали стричь коротко и укладывать с помощью большого количества лака.
Модная индустрия и советские показы
Несмотря на "железный занавес", российским дизайнерам удавалось очень успешно выступать на международных площадках – во многом благодаря их фантазии и изобретательности, необходимой в условиях острой нехватки тканей и средств на создание коллекций. Так, известен случай, когда модельер Вячеслав Зайцев буквально за два-три часа обшил компанию, собиравшуюся на море, смастерив им купальные костюмы из снятой с карниза шторы.
Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев
Проявлять чудеса фантазии российских модельеров заставлял не только дефицит, но и власти – так, к примеру, в начале десятилетия поступило распоряжение министерства создать коллекцию из старых "залежалых" тканей. В результате в 1973 году появилась знаменитая "Штапельная коллекция" Вячеслава Зайцева, работая над которой, он использовал только старые ткани. С подачи Зайцева шпатель стал популярен, и скоро найти его на прилавках было достаточно трудно. Много вещей шили из трикотажа, а также по-прежнему вязали сами.
В это время показы в Москве и Ленинграде стали уже регулярными – манекенщицы демонстрировали новые коллекции советских дизайнеров в Домах моды. Однако манекенщиц было очень мало, и во время одного показа они должны были выходить на подиум по несколько раз, успевая переодеваться. Обувь девушкам никто не предоставлял, поэтому часто они выходили в собственных туфлях.
Супруга президента США Патриция Никсон посетила Общесоюзный Дом моделей. Справа от нее - супруга Генерального секретаря ЦК КПСС Виктория Петровна Брежнева.
Кроме того, требовались модели-мужчины, которых попросту не было. В результате в роли манекенщиков мог выступить шофер, охранник, или знакомый манекенщицы. Моделей, к тому же, не обучали правильной походке и движению на подиуме. Все это выглядело крайне непрофессионально, что, однако, не мешало модельерам устраивать показы за границей и получать благосклонные отзывы.
Комментарии (2)