Мнение психолога: какие вредные стереотипы навязывает нам фильм «Красотка»
14:00 11 февраля 2022
Хотя «Красотка» и заслужила статус почетного ромкома, 30 лет спустя этот фильм смотрится как история о серьезных проблемах с восприятием женщин и мужчин, секса, денег и власти.
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
Романтическая комедия «Красотка» навязывает нам некоторые вредные стереотипы, о которых расскажет
психолог Ольга Романив.
Фильм вышел на экраны в 1990 году и уже тогда вызвал много споров и стал предметом злобных нападок. Многие рецензии, в числе авторов которых преобладают мужчины, сосредоточены на легкомысленности фильма. Это критика, регулярно применяемая к ромкомам, ведь они считаются «женским» жанром, куда менее серьезным, чем, скажем, драма.
Многие женщины также не пребывали в восторге от этой картины из-за ее мужского взгляда на вещи (хотя тогда этот термин не был так распространен, как сейчас) и из-за романтизации проституции (упрощенный пересказ сюжета — проститутка с золотым сердцем нашла своего принца).
Тем не менее фильм нашел отклик у зрителей — он стал блокбастером, собрал почти полмиллиарда долларов по всему миру, привел Робертс к звездной славе (и, в конечном итоге, к званию самой высокооплачиваемой женщины в Голливуде) и принес ей номинацию на премию «Оскар».
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
Эдвард Льюис (Ричард Гир) — корпоративный рейдер, который покупает и продает компании, не заботясь о судьбе их сотрудников, как и о женщинах в своей жизни. Однажды ночью, одолжив у своего захудалого адвоката (Джейсон Александер) столь же захудалую спортивную машину, он теряется и оказывается в центре квартала красных фонарей, где Вивиан и ее подруга ищут работу на ночь. Простая просьба указать дорогу каким-то образом перерастает в соглашение: Ричард заплатит Вивиан 3000 долларов за целую неделю ее услуг. И хотя поначалу это кажется идеальным краткосрочным решением его проблем с обязательствами, их отношения перерастают в то, что ни Ричард, ни Вивиан не могут контролировать.
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
«Красотка» — история о работнице секс-индустрии, которая стирает границы между своей профессией и личной жизнью, что в корне изменило наше представление о том, из каких элементов складывается успешная романтическая комедия. Возможно, из-за транзакционного характера отношений в картине (секс — и, соответственно, женщина, продающая его за деньги) многие из этих элементов связаны с деньгами: сцена шопинга, макияж, большой и значимый жест (в данном случае — рубиновое ожерелье). Фильм едва ли выдерживает критику в отношении этого аспекта – словно авторы пытаются показать, что любовь все-таки можно купить.
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
История богатого парня, потерявшего смысл жизни и нашедшего его в объятиях великолепной, бедной, приземленной и сильной леди стара, как сам Голливуд. Это история, которая является почти синонимом жанра романтической комедии. Отличие «Красотки» от всех остальных фильмов заключается в том, что женщина, о которой идет речь, — работница секс-индустрии, та, чья пресловутая любовь технически доступна тому, кто больше заплатит. Она «чиста» и ответственна, да, — это подчеркивается, когда она достает из сапога тайник с разноцветными презервативами и чистит зубы зубной нитью после каждого приема пищи. Но она не святая девственница, соблазненная дорогими подарками под видом щедрости и искренних чувств, как
Анастейша Стил в фильме «Пятьдесят оттенков серого».
Транзакционный аспект таких несбалансированных отношений открыт. В этом смысле «Красотка» на самом деле революционна и близка к мнению некоторых современных феминисток о секс-работе. Пока есть согласие, почему Вивиан должно быть стыдно?
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
За 30 лет с момента выхода фильма многое изменилось: декриминализация секс-работы была объявлена феминистским вопросом. Многие сегодня считают, что это такой же труд, заслуживающий признания и уважения. Знаменитые латексные сапоги Вивиан — признак ночной леди — теперь вполне модный элемент гардероба. Даже термин «секс-работник» является символом прогресса в этом отношении. В фильме «Красотка» и рецензиях на него часто используется слово «проститутка», которое сегодня кажется устаревшим.
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
В контексте #MeToo сцены между Вивиан и Филипом Стаки, грубым адвокатом Ричарда, который полагает, что у него есть свобода действий в силу ее профессии, выглядят как никогда современно. Узнав, что спутница Ричарда была нанята на эту роль, Стаки неоднократно делает ей замечания сексуального характера, намекая на то, что он тоже может заплатить за ее услуги, и в конце концов пытается совершить над ней сексуальное насилие. И здесь Робертс играет великолепно. Язык ее тела (она почти сжимается, как бы надеясь, что, занимая как можно меньше места, не позволит этому мужчине прикоснуться к ней) мгновенно узнаваем любой женщиной, оказавшейся в подобной ситуации.
«Красотка», 1990 Кадр из фильма
В других отношениях, однако, фильм крайне скуден. Опасности, с которыми сталкиваются работники секс-бизнеса, затрагиваются в самом начале, в частности, в сцене, где Вивиан идет по переулку и видит, как группа полицейских вытаскивает из мусорного бака тело знакомой ей женщины. Это побуждает Кит задуматься, не стоит ли им с Вивиан поработать на сутенера, который технически мог бы их защитить. Вивиан отказывается, так что фильм намекает на темную сторону этой профессии, но все же строит иллюзию того, что все должно закончиться свадьбой с завидным мужчиной.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)