Михаил Полицеймако: «Когда мой папа заболел, пришлось уволиться из театра»
20:00 14 ноября 2021
«Писали, что отца подкосила смерть Горина. Ерунда! Конечно, он тяжело переживал утрату друга, но...
Михаил Полицеймако photoxpress.ru
«Писали, что отца подкосила смерть Горина. Ерунда! Конечно, он тяжело переживал утрату друга, но инсульт у него случился по другой причине. Ну нельзя в 64 года спать по четыре часа или с похмелья бежать гулять с собакой рано утром, а потом мчаться на репетицию! Но а кто ему что скажет, никто же ему не указ. Единственной, кого он слушал, была моя бабушка», — рассказывает артист Михаил Полицеймако, сын Семена Фарады.
— Михаил, меня удивило, когда я узнала, что в детстве вы, мальчик из абсолютно театральной среды, не планировали стать артистом. И даже учились в математической школе...
— Математическая школа, мне кажется, — это шутка моих родителей. Реально, такой стеб надо мной! Это как низкорослого мальчика отправить заниматься баскетболом. И будет этот мальчик ростом 160 сантиметров каждый год упорно ходить в секцию, пока однажды не скажет: «А может, хватит? Ведь видите, не получается у меня!» А ему в ответ: «Нет, ты уж ходи дальше...» Я даже не знаю, как родителям в голову пришла эта математическая школа, по-моему, кто-то папе посоветовал. Хотя цели стать артистом у меня действительно не было. Но я ведь практически родился в Театре на Таганке. Сколько себя помню, выходил на сцену, снимался с папой и с мамой (Марией Полицеймако. — Прим. ред.), ездил с ними на гастроли. Как-то мама снималась в очень трогательном фильме, я недавно его пересмотрел — «Клуб женщин» называется. Мы месяц жили в киноэкспедиции в Обнинске, и я впервые увидел весь съемочный процесс от начала и до конца. В общем, вся эта кино- и театральная атмосфера была для меня привычной.
— Наверное, тогда вы и решили, что пойдете по их стопам?
— Лет с четырнадцати родители стали спрашивать меня, кем я хочу стать. А я никак не мог определиться. Как-то на этот вопрос ответил: «Наш педагог по истории преподает и в Историко-архивном институте, так вот он говорит, что у меня память хорошая. Может, историком стать?» Родители на меня посмотрели так… И мама сказала: «Давай-ка ты сходишь к дяде Саше (Александру Сабинину — тоже актеру Театра на Таганке. — Прим. ред.), почитаешь ему». Я поехал, почитал, и он почти сразу перезвонил маме: «Слушай, у него очень неплохо получается, пусть попробует поступить в театральный». И я в 17 лет стал поступать в семь институтов сразу. В трех меня «срезали», в четыре приняли. Я хотел учиться вместе со своим другом, а поскольку и меня, и его приняли в «Щуку», мы решили идти туда. И вдруг выясняется, что он выбрал другой вуз. В общем, я на всех обиделся и пошел в ГИТИС. У нас было очень жесткое обучение, мы практически жили в институте. Знаете, у меня сейчас сын учится в Щукинском училище, на третьем курсе. И вот смотрю я на нынешних студентов и что-то не очень вижу в них ту неистовость, с которой мы обучались профессии. Когда все чувства на пределе, когда все или ничего, прыжок или смерть. Сейчас все-таки актерская профессия воспринимается как что-то такое прикольное. Любой человек может решить, что он артист, и начать играть в театре. В 1993 году, когда я поступил в ГИТИС, такого не было.
— Лихие 90-е уже стали притчей во языцех.
«Папа был гениальным. Все, что он делал: интонации, выражение — ну просто космос какой-то!» С Семеном Фарадой. 2005 г. personastars.com
— Эта история, которую сегодня рассказывают нашим детям про лихие 90-е, слишком преувеличена. Нет, они не лихие. Просто другие, наверное. Да, делили страну на куски, да, воровали. А что, сейчас не воруют? Если говорить о нас, студентах, то мы были счастливы. Я думаю, что и студенты в 70-м году были счастливы, и в 50-х годах тоже. У каждого времени есть свои счастливые и несчастливые зоны. Нам, допустим, было голодно. Но я с первого курса подрабатывал.
— Кем?
— Да кем только не подрабатывал! И кроликом, и курочкой... Я сейчас не шучу. Был такой напиток, мы рекламировали его по школам. За 20 долларов я плясал в ростовом костюме зайца с марлевой вставкой на месте лица, чтобы дышать. Марля эта постоянно запотевала от моего дыхания. А еще в костюме огромной курицы я ходил по ВДНХ, махал лапой. Потом в супермаркетах водку рекламировал. Слава богу, были подработки и по специальности. Например, я очень много озвучивал. А еще на радиостанциях меня сразу зацапали. Где-то, наверное, с середины первого курса я уже звучал и на «Максимуме», и на «Радио 101», и на «Серебряном дожде», тогда они еще сидели на Демьяна Бедного. Так что я неплохо зарабатывал для студента.
— Было чем разжиться и угостить других, менее работоспособных.
— Есть вещи, наверное, где мне нечем гордиться. Но я горжусь тем, что с 18 лет вообще не брал у родителей деньги. У меня были обеспеченные родители, и, в принципе, они могли мне помогать, но я сам решил, что не надо. На пейджер постоянно приходили сообщения: «Михаил, приезжайте, озвучьте». Папа отдал мне свою старую машину — «Жигули» 1982 года, себе он как раз купил новые. И вот я на этих красных «Жигулях» ночью ездил на «Серебряный дождь» и записывал ролики. Семь роликов — 50 баксов, в 1995 году это было очень круто.
— Да, впечатляющий опыт молодого специалиста...
«Служить в театре — не мое. Теперь меня спрашивают, могу я выйти или нет. Быть приглашенным артистом — вот это мне подходит» С Марией Ароновой в спектакле «Маленькие комедии». 2019 г. из личного архива Михаила Полицеймако
— Знаете, о чем я иногда думаю... Нас сейчас раздражают курьеры, которые носятся на скутерах по Москве. Но сколько они наездят, столько и заработают. Пока человек молодой, нужно браться за все. В мое время знакомые ребята работали дворниками. Студенты, а иногда и молодые артисты работали официантами в прекрасном клубе «Маяк» в Театре Маяковского. И никто не стыдился этого! Кстати, в Голливуде начинающие актеры тоже работают в кафе, а закончив смену, идут на пробы. Потом у кого-то наступает звездный час, а у кого-то так и не наступает.
— В ваше время выпускникам театрального вуза легко было устроиться в театр?
— Помню, у нас был показ всем курсом к Райкину, в итоге он взял в свой театр только одного из нас двадцати. Но мне и не нужно было, я уже работал в РАМТе у своего учителя — у нас же курс вел Алексей Владимирович Бородин. Еще студентом я получал там большие роли — Гекльберри Финна, Принца в «Снежной королеве», еще что-то. В общем, я просто остался в РАМТе, в котором проработал с 1997-го по 2002 год. Думал, что вся моя жизнь пройдет в этом театре, но пришлось уйти...
— Почему?
— Много причин. Первая и основная — заболел папа, у него в 2000 году случился инсульт. Я в театре получал 12 тысяч рублей, а сиделка стоила 30 тысяч. Это уж я не говорю о реабилитационных центрах, которые за 21 день объявляли цену в 75 тысяч. И это со скидкой. Я, конечно, совмещал службу в театре с какими-то подработками, но тут денег стало нужно гораздо больше. Вторая причина — амбиции. Артисты, они же максималисты. Если работают в театре, должны играть роли, а я четыре года играл почти то же самое, что и в институте, а из нового мне предлагали только какую-то ерунду... При этом каждый год в театр приходили все новые и новые артисты, и мои надежды таяли. Помню, у нас было такое выражение: «зеленые кресла». На втором этаже стояла вереница зеленых кресел, и артисты — именитые, пожилые — сидели на них и разгадывали кроссворды. Я понял, что не хочу закончить жизнь так же. Плюс мне предложили роль в фильме, но из театра на съемки не отпускали. Точка невозврата была пройдена, я написал заявление.
— И как же вы дальше без театра?
«Глупо говорить про свой спектакль, что он очень смешной. Но факт остается фактом: люди в зале плачут от смеха, я видел это собственными глазами» С Марией Порошиной в спектакле «Ищу мужа». 2019 г. предоставлено МТА Арт-Партнер
— Почему — без? Мы беседуем с вами перед спектаклем, который называется «День радио», я его играю 19 лет. Вот как только я закрыл двери РАМТа, мне позвонили из театра «Квартет И», и я до сих пор у них работаю. Это другая, просто потрясающая атмосфера, другие партнеры, другое все. Я не говорю, что в РАМТе было плохо, в РАМТе потрясающие артисты, и многим там комфортно, они именно служат, но я так не могу. Тут ведь сама эта процедура, когда ты заходишь, перед тобой сидит завтруппой, и ты говоришь: «Отпустите меня на съемки. Пожалуйста!»
— Унижение некое.
— Да. Как-то раз один артист в возрасте пришел к заведующему труппой — кстати, своему другу. Говорит: «Отпусти меня, пожалуйста, очень нужно поехать, денег накалымить...» — «Ты что, обалдел? Да у тебя каждый день спектакль! Как я тебя отпущу, кем заменю?» — отвечает тот и отворачивается. И видит, что на столе у него лежат два балыка красной рыбы. «Это что?!» — «Это тебе». А дальше была, что называется, «картина маслом». Отворяется дверь, оттуда выбегает артист, которого гонит завтруппой, вооруженный этими самыми балыками. Как же он горе-просителя ими отхлестал! Сцена такая, что когда-нибудь я ее в сценарий фильма вставлю. В общем, служить в театре — не мое. Теперь меня спрашивают, могу я выйти или нет. Быть приглашенным артистом — вот это мне подходит.
— Михаил, расскажите о спектакле «Ищу мужа» в «Арт-Партнере».
— Есть такой прекрасный автор хорватский — Миро Гавран. У него много пьес, они с большим успехом идут и в России, и у него на родине, и вообще по всей Восточной Европе. Очень популярный мужик, и мне посчастливилось с ним познакомиться, он приезжал на наш спектакль. Идея поставить пьесу «Ищу мужа» пришла режиссеру Гарольду Стрелкову, которого я знаю с 1993го года, в ГИТИСе мы учились в параллельных группах. Он — у Петра Наумовича Фоменко, я — у Бородина. После того как Гарик окончил институт, он сделал спектакль «Жанна д‘Арк при дворе и на войне», где играл и я. Потом мы долго не виделись. И вот прошло почти двадцать лет, и мы сделали спектакль. Правда, пригласил меня не Гарольд. Он просто принес пьесу Леониду Семеновичу Роберману (театральный продюсер и директор агентства «Арт-Партнер». — Прим. ред.). А уж тот, недолго подумав, позвал меня, Владислава Котлярского, Марию Порошину и Олю Тумайкину. Примерно месяца за два мы выпустили спектакль на малой сцене Театра Российской армии. Глупо говорить про свой спектакль, что он очень смешной, но факт остается фактом: люди в зале плачут от смеха, я видел это собственными глазами. У нас два состава: Мария Порошина и Оля Тумайкина играют по очереди, и с Олей — это одна постановка, а с Машей — другая. Конечно, пандемия нас всех подкосила, и мы не можем много играть. В октябре у нас было четыре спектакля, и даже этим мы безумно счастливы. Сюжет спектакля «Ищу мужа» заключен в названии. Какого мужа нужно найти? Того, кто любит. Главная героиня приходит к этой мысли лишь в конце пьесы. А до этого происходит целый калейдоскоп событий.
— Вы играете в обоих составах, причем целых пять ролей! За два часа пять раз перевоплотиться в разных персонажей — невероятно!
С Камилем Лариным в сериале «В Бореньке чего-то нет». 2021 г. Видеосервис START
— Мне очень повезло, что я играю в такой постановке. А еще я там в первый раз на сцене встретился и с Марией Порошиной, и с Олей Тумайкиной, и с Владом Котлярским. Все — большие профессионалы, у нас не возникало разногласий даже во время читки. Был, естественно, какой-то актерский поиск, что-то мы сократили, адаптировали историю под нашу страну, чтобы зрители понимали, о чем говорят персонажи. Мы немножко переставили текст, но глобального изменения сюжета у нас нет — все так, как написал Миро Гавран.
— В «Арт-Партнере» есть еще один спектакль — «Бестолочь».
— Это комедия положений. Очень смешная. Ее мы уже играем, сказать страшно, 17 лет! В 2004 году ее поставил Роман Самгин. Олеся Железняк, играющая ту самую «Бестолочь», служанку Анну, просто блистает. Я играю Робера — любовника, который имеет большой успех. Очень точно подобраны персонажи, в общем, спектакль сложился.
— К слову, вы же с отцом когда-то хотели сами поставить спектакль...
— Да, мечтали. Папа был гениальным, он читал текст, просто читал, а это уже было смешно. И очень точно! Помню, как мы с ним читали Чехова — «Предложение», я сейчас играю его с Шакуровым и Ароновой. Все, что делал мой папа: интонации, выражение — ну просто космос какой-то! Знаете, многие журналисты написали, что его подкосила смерть Горина. Ерунда! Конечно, он тяжело переживал утрату друга, но инсульт у него случился совсем по другой причине. С возрастом мы все приходим к тому, что нужно заниматься своим здоровьем, ведь люди не молодеют. Ну нельзя в 64 года спать по четыре часа или с похмелья бежать гулять с собакой рано утром, а потом мчаться на репетицию! Но а кто ему что скажет, никто же ему не указ. Единственной, кого он слушал, была моя бабушка — его еврейская мама. Она умерла в 1989 году. Я помню, как переживал папа. Просто лежал и смотрел в потолок дня два…
— Вы говорите, отец себя не берег. А у вас как с этим?
«Я, потерявший отца так рано, как он потерял свою маму, своим здоровьем занимаюсь. Думаю, что у моих детей больше шансов побыть подольше с папкой» С женой Ларисой и дочерьми Софией, Марией и Эмилией. 2021 г. из личного архива Михаила Полицеймако
— Я, потерявший отца так рано, как он потерял свою маму, своим здоровьем занимаюсь. Думаю, что у моих детей больше шансов побыть подольше с папкой. Мне отец таких шансов не оставил. Я ведь к тому же поздний ребенок, родился, когда ему было 42. И я свою Машу родил в 44. У меня прекрасная супруга. Официально мы поженились в 2005-м, а встретились и полюбили друг друга еще раньше. Шестнадцать лет мы только в законном браке…
— А как поживает ваша мама? Нужно обладать огромной силой, чтобы пережить смерть настолько близкого человека, каким был для нее ваш отец...
— Да-да, я с вами согласен. Я тоже думаю об этом. У меня мама молодец, она держится уже двенадцатый год, дай Бог ей здоровья. Но у нее есть цели, задачи, она очень нужна! Внуки есть и правнуки. Ведь ее старшему сыну от первого брака уже 62! И мне она нужна, и детям моим… Вы представляете, мама ведь до сих пор числится в Театре на Таганке. Училась на самом первом курсе Любимова и вместе с ним основала любимовскую Таганку в 1964 году. Город ее как-то отметил, пенсия у нее достойная. И я считаю, что это очень правильно.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)