Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«МиГ-25»: почему его считали «самым пьяным самолётом»

ФОТО: Александр Бельтюков/Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Существуют разные критерии превосходной степени, в том числе и в случае, когда дело касается боевых машин: самые тяжеловесные, самые легковесные, самые скоростные, самые дальнобойные, самые грузоподъемные, самые надежные, самые маневренные... А вот самолет МиГ-25 – самая... «пьяная» боевая машина. Ну уж самый «пьяный» самолет – это точно. И сейчас разберемся почему.

История вопроса

Разумеется, никто не намеревался изобретать самую «пьяную» машину в мире.

С конца 1950-х годов в условиях обострившихся противоречий между СССР и Атлантическим блоком советские конструкторы занялись разработкой сверхзвукового самолета, призванного по всем показателям «умыть» американские аналоги: Норт Американ XB-70 («Валькирия») и Конвэр B-58 («Хастлер»).

Руководство поставило задачу: создать совершеннейший на планете истребитель-перехватчик третьего поколения, летательный аппарат, гарантированно поражающий любые бомбардировщики и крылатые ракеты противника – даже пока еще не изобретенные: как говорится, с запасом.

Несколько лет упорного труда в ОКБ «МиГ» привели к появлению на свет сперва трех рабочих образцов: Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М.

10 марта 1961 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Иванович Микоян издал указ о создании новой боевой машины. Прототип будущего МиГ-25 получил кодовое наименование Е-155. И уже в 1964 года в строю оказался ныне известный нам боевой самолет.

 

«Пьянство» – в бой!

Американский журнал National Interest назвал МиГ-25 «ошибкой» с трагической судьбой. А вот японцы, в частности эксперт Мори Кэнтаро, восхищаются советским авиационным шедевром, считая его и по сей день «королем скорости». Так какая же из сторон права? Как ни странно, обе сразу.

МиГ-25 действительно наводил ужас на теоретиков и практиков военного дела своими ошеломительными тактико-техническими характеристиками. И в то же время сам стал их заложником. Самолет способен развивать колоссальную скорость и набирать фантастическую высоту, притом очень быстро. Но именно поэтому он грешит постоянными неисправностями в двигателе, а также является крайне дискомфортным для пилотов.

Сверхзвуковое чудо, функционирующее на пределе своих возможностей, становится как бы пьяным: ломается, теряет управление, перегревается, а то и вовсе перестает работать.

Писатель Виктор Марковский приводит в качестве примера этой особенности эпизод, произошедший в 1972 году в египетском небе. Летчик Николай Стогов во время одного из полетов вынужден был экстренно выйти в эфир: у самолета заглох двигатель. Благо, ситуацию удалось быстро исправить.

Летчик Александр Бежевец столкнулся с еще более серьезной неприятностью: лопнул подкос основной стойки шасси, что грозило трагедией. Лишь с большим трудом и при огромном везении он смог посадить самолет относительно мягко и без серьезных повреждений.

И это только экстраординарные случаи. Перегрев кабины и корпуса – для МиГ-25 дело обычное. Если машина идет на полной скорости, то температура воздуха на входе в двигатель достигает отметки в 320 градусов по Цельсию, а обшивка самолета накаляется до 303 градусов. По словам пилотов, участвовавших в вылетах, иной раз даже фонарь кабины нагревается так, что к нему невозможно прикоснуться.

Низкая эффективность советской машины усугубляется еще и тем, что на ней не установлен радар, а это не дает возможности пилоту видеть самолеты неприятеля перед и под собой.

Пьяным самолет был и в другом смысле. По воспоминаниям офицера авиации Игоря Водопьянова, на часовой полёт в МиГ-25 заливаются около 40 литров чистого 96-процентного спирта и 250 литров так называемой «Массандры», то бишь спирта, наполовину разбавленного дистиллированной водой. Устоять перед чарами «зеленого змия» бывало непросто даже опытным пилотам.

Иной раз топливо употреблялось нерадивыми бойцами до вылета – и, естественно, этот самый вылет срывался: самолет становился попросту неготовым к проведению операции.

МиГ-25 даже в шутку прозвали «летающим гастрономом», а его техника – «директором гастронома». Смех смехом, а боевой потенциал подчас оказывался под угрозой из-за отсутствия самоконтроля у личного состава.

Актуальный лидер – и не только по «пьянству»

Не следует, впрочем, сбрасывать со счетов и выигрышные характеристики советского сверхзвукового монстра. А таковых немало.

Рекорд самолетной скорости 58-летней давности остается недосягаемым и по сей день. В 1962 году на дистанции протяженностью в 500 километров МиГ-25 сумел разогнаться в среднем до 2981,5 км/ч.

В общей сложности машина установила 29 мировых рекордов по скорости и высоте.

«Пьяный» летательный аппарат способен достигать рабочей высоты в 23 километра, а также оснащен ракетами Р-40 (воздух-воздух), обладающими высочайшими убойными свойствами, а также дальностью полета до 30 километров.

Прежде МиГ-25 был крайне востребован по всему Земному шару: в период с 1969 г. по 1985 г. Горьковский авиазавод выпустил 1186 единиц данного истребителя, они были приняты на вооружение в 14 странах мира. С середины 1990-х годов 25-е МиГи, правда, стали постепенно снимать с вооружения. Хотя Запорожский АРЗ до сих пор продолжает выполнять ремонт этих машин для Индии и арабских стран, что свидетельствует о том, что старый конь до сих пор еще в строю.

Самолет на самом деле на редкость могуч, даже по нынешним меркам. А его изъяны связаны как с человеческими слабостями, так и с тем, что модель просто опередила время. Не только свое, но и наше нынешнее.

Илья Пожидаев

https://russian7.ru/post/mig-25-pochemu-ego-schitali-samym-p...


Источник: «МиГ-25»: почему его считали «самым пьяным самолётом»
Автор:
Теги: Почему 1962 250 авиация аппарат

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему в древности очень боялись рыжих и считали, что они приносят несчастья
Почему в древности очень боялись рыжих и считали, что они приносят несчастья
6
Человек познаёт мир 14:30 11 сен 2023
Странные привычки российских императриц, которые из современники считали причудами
Странные привычки российских императриц, которые из современники считали причудами
4
Человек познаёт мир 05:30 27 дек 2023
«Инструмент дьявола» и развлечение для простолюдинов: Почему скрипку считали особым инструментом
«Инструмент дьявола» и развлечение для простолюдинов: Почему скрипку считали особым инструментом
0
Человек познаёт мир 11:30 09 дек 2023
В Индии МиГ-27 протаранил автомобиль и врезался в дом
В Индии МиГ-27 протаранил автомобиль и врезался в дом
0
Интересный мир 23:30 08 фев 2017
Почему важно молчать: 3 мудрости
Почему важно молчать: 3 мудрости
17
Сайт обо всём и для всех 17:17 09 апр 2024
Почему ни слава, ни деньги не принесли счастья самым известным пятерняшкам из Канады
Почему ни слава, ни деньги не принесли счастья самым известным пятерняшкам из Канады
5
Человек познаёт мир 02:30 05 ноя 2023
Эти вещи, которые вы всегда считали бесмысленными, оказывается, существуют не зря!  (25 фото)
Эти вещи, которые вы всегда считали бесмысленными, оказывается, существуют не зря! (25 фото)
10
Интересный мир 01:55 05 окт 2016
Какой женский возраст является самым привлекательным для мужчин? Ожидание VS Реальность
Какой женский возраст является самым привлекательным для мужчин? Ожидание VS Реальность
72
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 14 апр 2021
Почему Тимур Батрутдинов одинок
Почему Тимур Батрутдинов одинок
0
Интересный мир 07:21 12 фев 2024
10 стран с самым умным населением
10 стран с самым умным населением
17
Человек познаёт мир 06:30 11 мар 2023
Mazzanti Evantra стал самым мощным итальянским суперкаром
Mazzanti Evantra стал самым мощным итальянским суперкаром
0
Новости из мира авто 15:57 08 июн 2016
Танцы, которые родители считали непристойными, а дети всё равно самозабвенно отплясывали
Танцы, которые родители считали непристойными, а дети всё равно самозабвенно отплясывали
3
Человек познаёт мир 07:30 21 дек 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства