Говоря об этнических религиях, обычно имеют в виду иудаизм, индуизм и синтоизм (религию японцев), чья история уходит вглубь тысячелетий. Казалось бы, в ХХ веке возникновения новых «национальных вер» ничто не предвещало. Но неожиданно подобная религия появилась у украинцев. Её немногочисленные адепты считают «пророком» перебравшегося в Канаду бывшего красноармейца Льва Силенко.
«Гость из вечности»
Лев Силенко родился в 1921 году в селе Богоявленском Кировоградской области. В эпоху коллективизации его семья была раскулачена, отца сослали в Сибирь. Юный Лев учился в Кременчугском библиотечном техникуме, жил в Киеве и Москве, работал на Теплоэнергоцентрале. В Красную Армию Силенко призвали незадолго до начала Великой Отечественной войны. Летом 1941 года он попал в окружение, возможно, из-за ошибок командиров. В биографии Силенко его довольно пассивное пребывание на фронте, описывается, например, так:
«Только солдаты поднимут головы, чтобы бежать, как в ряд начинают падать, скошенные пулями немецких пулеметов. Какое безумие! Ведь могла бы сотня бойцов обойти, скрываясь, этот холм и неожиданно уничтожить пулеметные гнезда фашистов», - рассуждает Силенко».
В 1943 году Лев Силенко сумел покинуть лагерь для военнопленных в Новом Борисове. В Сети встречается версия о том, что он сотрудничал с немцами, однако сам «пророк» утверждал, что на воле у него возникли проблемы с эсэсовцами из-за приверженности украинскому национализму. Тогда Силенко через Киев и Польшу уехал … в сам Третий Рейх. После войны ему довелось побывать в нескольких лагерях для перемёщённых лиц в американской зоне оккупации Германии. Как и многим другим беженцам, будущее виделось Силенко в туманном свете. Зато рядом оказалось много украинцев, гордящихся тем, что они украинцы. Ниша общественной и политической деятельности в основном была занята галичанами-бандеровцами. Но Силенко избрал другую стезю. Как раз там, в лагерях, бывший красноармеец впервые начал проповедовать Родную украинскую народную веру (последователи чаще пользуются аббревиатурой РУНВера). Пророк утверждал, что он – гость из «вечности Дажбожьего света». О Дажбоге, почитавшемся в древней Руси как олицетворение Солнца, Силенко якобы слышал еще от своего деда. Примечательно, что созданная им религия не стала реконструкцией славянского политеизма. Силенко проповедовал единобожие и не допускал поклонения, к примеру, Перуну или Сварогу.
Распространение учения
Пик активности Силенко пришёлся на тот период, когда в Северной Америке, куда перебрался основатель РУНВеры, плодились многочисленные секты «Нью Эйдж». Как и они, Силенко учил о духовной эволюции, перерождении душ, единении с природой. Но в отличие от индийских йогов и оккультистов его проповедь была направлена исключительно на украинских эмигрантов в США и Канаде. Первую общину Силенко зарегистрировал в Чикаго в 1966 году. А в 1978 году в штате Нью-Йорк был построен «Соборный храм» - «Святыня Матери Украины». Культовые сооружения почитателей Дажбога оформлялись в духе украинской народной культуры с преобладанием «жовто-блакитных» цветов. Такой антураж, вероятно, должен был вызвать сентиментальные чувства у эмигрантов, знакомых с украинской деревней лишь по рассказам бабушек.
Книги Льва Силенко наполнены антихристианской риторикой, элементами фолк-хистори и любительской лингвистики. Автор всеми силами стремится убедить последователей в том, что Украина – центр планеты Земля. «Учитель», например, возводил начало истории украинцев не к Киевской Руси, а к эпохе 20-тысячелетней давности.
«Понятия «рая» и «ада» Силенко раскрывал, исходя из Библии. Говорил о земном рае, описанном в книге Бытия, и позиционировал его географически на территории современной Украины», - отмечает исследователь из Варшавы А.П. Павлюк.
Почитателями Дажбога, как утверждал Силенко, были ещё племена Трипольской культуры, существовавшие в 5-м тысячелетии до нашей эры на территории Украины, Молдавии и Румынии.
С 1992 года РУНВера начала распространяться в самой Украине. Её «пророк», впрочем, на родину так и не вернулся, он скончался в Канаде в 2008 году и был похоронен по «трипольским» обычаям.
Комментарии (0)