Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Ландшафтный камень в подмосковном саду: как сделать хорошо, а не просто "модно"

Тверская, Ленинградская области, Карелия… Дивной красоты пейзажи в этих регионах очень часто «построены» на камнях или, по крайней мере, включают в себя каменистые породы. Камни тут как бы вырастают прямо из земли, абсолютно органично вписываются они и в любой рукотворный ландшафт.

Есть такие места, где камни как будто вырастают прямо из земли...

Другое дело — Московская область. Здесь редки естественные выходы горных пород, валуны ледникового происхождения погребены под отложениями более поздних эпох. Так что камня на поверхности нет, и его надо привозить. Но тяга к нему у владельцев садов и земель есть, и притом великая… 

Расположить на газоне пару-тройку валунов причудливой формы каждый садовод считает чуть ли не своей прямой обязанностью. Что это, дань моде? Или потребность добавить в пейзаж недостающий элемент? Попробуем разобраться, а затем расскажем о видах привозного камня и способах его использования в садовых композициях и ландшафте в целом.

Тяга к камню у садоводов есть, и притом великая...

«То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой…». Строка известного стихотворения весьма точно, хотя и не исчерпывающе описывает подмосковный пейзаж. Берёза, ива, еловые леса, холмы, покрытые разнотравьем, перемежающиеся старицами и речными долинами — вот, собственно, основные подмосковные ландшафты. Живописно? Вполне. Может быть, не так пёстро, как в субтропиках, не так эффектно, как в Уссурийской тайге, зато просто, изысканно и даже одухотворённо.

Казалось бы, эта идиллия должна имитироваться и повторяться на загородных участках, выполненных в пейзажном стиле. Однако даже поверхностное знакомство с подмосковными садами показывает, что в них, как правило, нет места разнотравью и берёзовым рощам, а одну из главных ролей играет камень: просто глыбы, рокарии или альпийские горки, выложенные бутовым камнем подпорные стенки. 

Валуны в цветнике

Камень в природе и в рукотворном ландшафте

Каменистые ландшафты по происхождению бывают горными или ледниковыми. Валуны и глыбы разных размеров практически повсеместно встречаются в предгорных областях. Однако Московская область расположена на Русской равнине, на значительном удалении от горных вершин.

Ледниковые ландшафты также богаты камнем. Его в своей толще переносит отступающий ледник и оставляет по всему фронту в виде окатанных валунов, называемых «бараньими лбами». Обилие их отличает природу Карелии, Пскова, Выборга, других территорий последнего Валдайского оледенения. Однако Москва и область расположены в зоне более раннего московского оледенения, и поэтому ледниковые отложения здесь перекрыты покровными суглинками, которые и являются основными почвообразующими породами и в которых включения камней практически нет.

Каменистые ландшафты также встречаются в местностях, где эрозия прорезает различные окаменевшие осадочные породы – известняки и песчаники. Это Воронежский кряж, Ростовская область, но не Московская…

Другими словами, получается, что камень – элемент для подмосковного пейзажа если не чуждый, то уж как минимум нехарактерный. Не использовался камень и на заре русского садово-паркового искусства на рубеже XVII–XVIII веков. Глыбы весьма непредсказуемых форм никак не вписывались в строгие каноны регулярного стиля, в котором были решены первые русские ансамбли.

Для подмосковного пейзажа такие элементы если не чужды, то и не характерны

Куда более почётное место камень занимал на Востоке. Там он не только был одной из составляющих практически любого сада, но и имел глубокий философский смысл. Сад воспринимался как живой организм, кровью его считалась вода, а камни играли важную роль скелета. В Японии при монастырях и по сей день чрезвычайно распространены сады, где камень является основным или даже единственным компонентом.

С продвижением пейзажного стиля на запад ландшафтный камень всё чаще стал появляться в европейских садах. Кроме того, набиравший популярность английский пейзажный стиль многое унаследовал от итальянских садов, где камень был необходимым элементом в силу особенностей местности. Таким образом, стало расти число композиционных решений и архитектурных форм, основанных на использовании «дикого» камня. В саду появляются такие элементы как альпинарий и рокарий (каменистый сад).

В альпинариях и рокариях камню отведена главная роль

В устройстве альпинария камень играет и важную архитектурную роль – без опорного камня, как правило, сложно создать холм необходимой высоты. В садах появляются валуны, гравийные россыпи… В водных сооружениях сама природа указала на необходимость использования разного вида «дикого» камня.

Камень всё активнее входит и в современное ландшафтное искусство. Тропинки «Step-by-step» из плитняка или отёсанных валунов всё чаще встречаются как вариант второстепенных дорожек. Галечные отсыпки украшают не только рокарии и прибрежные зоны, но и цветники. Необычной формы одиноко стоящий камень или группа диковинных камней разной величины – акцент уникальный и дорогой. Немаловажно, кстати, что дорогой! Необычный и крупный камень подчас уже своего рода отображение статуса хозяина, а не какая-то дизайнерская идея.

Когда не надо использовать камень

Рынок живо откликается на новые веяния. Существует масса развалов, где можно приобрести материал практически любой формы, цвета и фактуры: от ровных плит песчаника до гранитных глыб, которые с трудом умещаются в кузов грузовика. Пожалуй, только фантазией дизайнера ограничиваются варианты применения камня. Здесь очень важно не перестараться, чтобы не нарушить гармонию сада. Очень многое зависит от архитектуры дома, его расположения, рельефа участка, растительности.

Очень важно, чтобы использование камня в ландшафте было гармоничным

Неоднократно приходилось сталкиваться с требованием заказчика  применить ландшафтный камень на участке, для этого мало подходящем. Исходит это из глубокого убеждения хозяина в том, что в его саду непременно должны быть камни. К сожалению, в таком случае правило «заказчик всегда прав» оказывается сильнее стилевых канонов. А неподходящими для использования камня землевладения оказывались в силу нескольких обстоятельств.

  • Архитектура уже стоящего или строящегося на участке здания

Классический стиль и его различные вариации тяжело увязываются с пейзажной планировкой вообще, а уж присутствие камня вблизи фасада дома и вовсе представляется негармоничным. Прямолинейность основных дорожек также плохо сочетается с разбросанными как бы природой глыбами камня. Иногда расположение построек не способствует, а то и противоречит введению пейзажных элементов в сад.

  • Ландшафтные глыбы не гармонируют как с размерами дома, так и с площадью участка 

На небольшом, 12–15 соток, участке, на котором стоит большой дом, будет чужеродно выглядеть средних размеров камень, пусть и весом в 700–900 кг. 

  • Рельеф и растительность участка не способствуют введению камня в ландшафт 

Близко к центру ровного открытого участка не стоит разбивать рокарий для выставления напоказ красоты камня и растений в одном-единственном месте. Такой камень или рокарий выглядят чужеродно, так как не обусловлены и не подкреплены характером ландшафта в целом.

При создании и размещении каменистых композиций необходимо учитывать и архитектуру, и рельеф, и растительность участка

В таком случае для гармонии каменистые композиции надо расположить по всей площади сада, чтобы они подводили зрителя к центральной и главной. Вместе с тем, сложный рельеф участка очень способствует введению камня.

Посмотрите, к примеру, как Андрей Тимофеевич Болотов мастерски вписывал дороги и площадки в каменистые отложения известняка. А когда нет этого известняка, совсем не грех использовать песчаник и другие породы. Это красиво и очень обогащает ландшафты подмосковных усадеб.

Многие растения средней полосы плохо сочетаются с камнем. Березы, дубы – вполне, ели тяжеловато, липы, клёны – почти никак. Высокие корабельные сосны – вполне возможно, ведь в лесах Карелии каменные глыбы лежат в изобилии. Но в Подмосковье использовать эти глыбы надо очень осторожно.

В наших лесах часто проходят овраги и текут ручьи. Так что различного рода сухие русла – это хороший вариант стилизации и оправданного введения камня в ландшафт. 

Ручьи и сухие русла — хороший вариант оправданного введения камня в ландшафт

Ясно, что удачно вписать ландшафтный камень в подмосковный пейзаж непросто, но делать это архитекторам всё равно приходится, и не только потому, что на этом настаивают заказчики. Хотя камень и нехарактерен для подмосковной природы, но позволяет обогатить ландшафт различного рода картинами, сделать его интереснее, неожиданнее и богаче. К тому же, с целым рядом растений и архитектурных форм камень образует весьма гармоничные сочетания. Важно лишь правильно подобрать место и оформление. Ведь только в этом случае «дикий» камень в полной мере проявит свои декоративные свойства. 

 

 


Источник: Ландшафтный камень в подмосковном саду: как сделать хорошо, а не просто "модно"
Автор:
Теги: Дача ландшафтный дизайн камень модный просто сад сделать

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства