Лет 30 назад ребенок, делающий успехи в какой-нибудь бродилке типа «Марио», слышал из-за спины ехидный голос взрослого: «Ну и какой в этом смысл?» И чтобы старшее поколение отвяло, надо было быстро что-то молвить в ответ. Например: «Эта игра развивает логику и реакцию!» И если произнести все достаточно серьезно, то еще минут 40 «на развитие логики» тебе выделяли.
На днях те мальчики получили новый и железобетонный аргумент в пользу геймерства. На турнире по известной игре победила российская команда, каждый из членов которой мгновенно превратился в мультимиллионера. А если учесть, что группа состоит в основном из подростков, то им можно и позавидовать, и пожелать им удачи, причем одновременно.
Ведь такой куш может лишить человека не только необходимости работать, но и думать. В руках неопытного подростка миллионы легко превращаются в бомбу, способную искалечить как его самого, так и всех, кто окажется рядом. Да, ты получил главный материальный приз современного мира, но сделал ты это, мира этого совершенно не зная.
Или наоборот? Ты получил его потому, что понял его лучше и быстрее всех прочих? А может, просто научился быстро жать на нужную кнопку? В начале 1990-х на многих людей «сваливались» случайные большие деньги. Но эта аналогия уместна лишь отчасти. Под теми деньгами, бывало, гибли, но получали их хотя бы в рамках какой-то логики. А как сегодня связано становление этих кибермиллионеров с реальностью? И Стивен Джобс, и Евгений Касперский, и Джей Пи Морган, и Герман Греф, и даже Аль Капоне определенный экономический эффект для общества своих эпох создавали. Какой эффект создают киберспортсмены? От того, что на игровом сервере пара юзеров научились проходить квесты, что-то в мире реальном поменяется? Хоть в какую-нибудь сторону?
Самое смешное, что да. Десятки миллионов юзеров, увидев, как ребята «пришли к успеху», бросятся в игру. Хозяева онлайн-площадок возликуют. Они и есть реальные победители чемпионата. Их трафик, а значит, прибыль, возрастет. Но все это — экономика виртуальная, не имеющая прямой связи с экономикой реальной. А в ней как жили и работали врачи, фермеры и прочие повара, так и продолжают. И как им объяснить, что в созданном и ежедневно поддерживаемом ими мире элитой становятся даже не киберчемпионы, а безликие хозяева игросерверов, на которых миллионы детей проводят 24 часа в сутки 7 дней в неделю и 365 дней в году?
Можно, конечно, сказать, что это два параллельных мира и они не пересекаются. Но только мир первый — там, где врачи и повара, без второго — где блогеры и геймеры — существовать может. И вполне успешно. А вот мир второй без первого? А кто и откуда в нем принесет пиццу геймеру? Ну и кто на ком стоит?
Однако за кем же будущее? На сегодняшний день ответы на все эти вопросы, к сожалению, очевидны. А вот что будет, когда модных киберспортсменов станет слишком много, а немодных слесарей слишком мало, не знает никто.
Комментарии (0)