«Особенности национальной охоты» – народный хит смутных 90-х годов, который и в наши дни смотрится актуально и весело. Для режиссера Александра Рогожкина это было совершенно нетипичное кино, – он был известен камерными, фестивальными работами. Его фильм «Чекист» был показан в Каннах, а «Жизнь идиота» получил приз в Роттердаме.
Охота в кино и в жизни
Снять кино про русскую охоту режиссеру предложил его коллега по «Ленфильму», директор ряда работ мастера Михаил Кирилюк. Он был заядлым охотником и однажды позвал Рогожкина с собой. Для интеллигента с тремя высшими образованиями увиденное стало настоящим открытием и шоком. Позднее он признавался, что, если показал, как на самом деле охотятся русские люди, ему бы никто не поверил. Еще и обвинили бы, что он порочит нацию.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Итак, компания из четырех человек во главе с армейским генералом отправляется культурно отдохнуть на природу. С собой они берут ружья, большую партию спирта и иностранного гражданина, финна Райво, который, начитавшись русской классики, мечтает увидеть настоящую охоту в России. Группа приезжает на дальний лесной кордон, где гостей уже ждет егерь Кузьмич.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Фильм снимали в Карелии. Группа поселилась в бывшем пионерском лагере с обширной территорией, где разбили сад камней и заново отстроили беседку. Остальные строения сохранились еще со времен Союза. Никто из актеров не знал, что они снимаются в комедии, – до последнего все были уверены, что участвуют в низкобюджетном авторском кино под стать другим работам режиссера. И Рогожкин этот миф активно поддерживал. Он считал, что если все будут веселиться, ничего смешного точно не получится.
Кузьмич, генерал и настоящий финн
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Виктор Бычков, сыгравший Кузьмича, и «генерал» Алексей Булдаков ранее уже работали с мастером. Остальных искали, выбирали, утверждали. Так, изначально предполагалось, что финна сыграет кто-то из своих, из русских, но потом нашли 22-летнего Вилле Хаапасало, – он тогда был на четвертом курсе актерского факультета уже переименованного ЛГИТМиКа.
Семен Стругачев, воплотивший Леву, тогда только начал сниматься в кино. Он приехал в Питер из Владивостока, где был активно занят в театре. Роль досталась ему почти случайно, – от нее был вынужден отказаться Александр Лыков. Тот в начале 90-х был очень востребован в кино. Дополнили каст три Сергея, – Куприянов, Русскин и Гусинский. Последний воплотил участкового Семенова, потерявшего и затем благополучного обретшего свое табельное оружие.
Не все получалось у артистов сразу. Так, Стругачев из-за театральной привычки постоянно переигрывал, Хаапасало говорил свои реплики слишком четко и с большим усилием. Некоторое время они притирались друг к другу и своим персонажам, – додумывали детали, просматривали отснятый материал, выпивали. В итоге удалось нащупать нужный тон, настроение и ритм.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Алкоголь – только после смены
В отличие от того, что творится в кадре, на съемках алкоголь употребляли только в нерабочее время. Давно известно, что играть пьяных людей могут только абсолютно трезвые люди. Но спиртное было и его было много. Пили вечерами, после смены, и еще чтобы согреться. Артисты вспоминают, что временами было дико холодно, – на дворе стоял глубокий октябрь.
Одной из самых экстремальных сцен было посещение бани. Это только кажется, что охотники парятся, – на самом деле в помещении температура приближалась к нулю. Обнаженные актеры обмазались жиром, как будто у них выступил пот, и стали мокрыми волосы, а потом сидели, терпели, говорили нужный текст. Но хуже всего было то, что, намерзшись в ледяной бане, предстояло выбегать на улицу, спасаться от медведя, прыгать в озеро.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Стругачев вспоминал, что баню снимали практически целый день, – дубль за дублем. Под конец дня почти все посинели от холода. Тяжелее всего приходилось «генералу» Булдакову, – его герой с явным удовольствием проплывал несколько десятков метров в фактически замерзающей воде, – под вечер и утром на озере появлялась тонкая корочка льда.
Актеры тонули и неудачно падали
Съемки шли быстро, – хотели успеть до первого снега. В спешке многое идет не по плану, – в группе то и дело случались непредвиденные ситуации. Сначала Булдаков сломал ребро, – он неудачно упал на камень, пока охотники спасались от медведя. Потом едва не утонул Виктор Бычков, – оказалось, что его плащ способен набирать воду и под его тяжестью «Кузьмич» едва не пошел ко дну. Затем в воде побывали Стругачев и Русскин, – оба перевернулись на моторной лодке. Ну и как после такого не выпить?! Запасенный реквизит вечерами таял прямо на глазах.
Но в кадре актеры только единожды появились нетрезвыми, – это был момент, когда Кузьмич и Райво ехали на свидание к дояркам. Так получилось, что милицейскую машину группе одолжили только на один вечер, когда артисты уже были подшофе. Но делать нечего, – поехали как есть. А потом еще удивлялись, как вообще не разбили уазик в хлам.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Медведь под стать компании
Рогожкин понимал, что фильм про охоту будет выглядеть странно без хоть какого-то зверя. Сначала он собирался использоваться кабана, но знающие люди отговорили, – заставить дикую свинью делать, что требуется, нет никаких шансов. Тогда режиссер потребовал медведя. Он ожидал, что ему найдут крупного, смышленого и опытного в кино актера. Но когда нашли и привезли, а потом посадили напротив Кузьмича, группа ахнула, – он был в два раза больше артиста и внушал дикий ужас. Стали искать медведя поменьше, – кто-то арендовал зверя-подростка у уличных фотографов и притащил в Карелию. Его звали Боря, – он хоть и привык к людям, но мог проявить характер. И еще он спокойно пил спиртное. Однажды после такой попойки зверь накинулся на Семена Стругачева, – в кровь расцарапал ему ногу. Поэтому для съемок сцен, когда охотники фотографировались с «трофеем» мишке дали выпить больше, чем обычно. Как ни странно, но особая любовь случилась у Бори с Виктором Бычковым, – они действительно могли сидеть за одним столом совершенно по-приятельски. Поэтому в сцене, когда Кузьмич читает Мишке брошюру о вреде пьянства, не было ни дублеров, ни комбинированных съемок, – все по-настоящему.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Как корова оказалась в бомболюке
Корову в бомболюке тоже снимали живьем. Единственное, что нарисовали на компьютере, – ее раскоряченные ноги. Списанный военный самолет нашли на аэродроме под Псковом, – там же отсняли сцены с буренкой. Художники рыдали от затеи режиссера затолкать животное в бомбардировщик. Несколько дней они пытались его отговорить, но тщетно. Рогожкин всегда четко придерживался сценария.
Понадобилось полдня, чтобы корова все-таки зашла в самолет. Потом ее тело приподняли на маскировочных тросах. Оператор фильма Андрей Жегалов лег прямо на бетон взлетной полосы под самолет и взял животное крупным ракурсом.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Триумфа никто не ожидал
Группа увидела фильм целиком только на премьере, которая состоялась на кинофестивале «Кинотавр» в 1995 году. Картину показали в конце конкурсной программы. Никто не ждал от произведения Рогожкина какого-то открытия, – зал был полупустым. Участники кинофестиваля уже распределили награды между собой и разбрелись кто на пляж, кто в клуб. Каково же было удивление именитых актеров и режиссеров, когда на следующий день «Особенности национальной охоты» получили Гран-при?! Потом был приз в Карловых Варах, потом награда от кинопрессы. На следующий год на «Нике» фильм был признан лучшим, как и режиссер, а Алексей Булдаков отмечен за мужскую роль.
«Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма
Но больше, чем критики, картину оценили простые зрители. Фильм быстро появился на видеокассетах, хоть и не в лучшем качестве, и разошелся по стране. Картину рекомендовали друзьям и знакомым, – «Особенности» быстро стали народной комедией, каких давно не видели люди. Когда не стало Рогожкина, выяснилось, что это была его самая известная и любимая многими работа, – за этот фильм его будут не только помнить, но и долго еще благодарить.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)