«Касабланка»: кино о том, как любовь побеждает, уступая общему делу
15:00 28 февраля 2022
Вспоминаем американскую классику спустя 80 лет после ее премьеры. Кстати, с 3 марта культовый фильм будут вновь показывать на большом экране.
«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма
Вторая мировая война. В
марокканской Касабланке, находящейся под контролем вишистской Франции, есть
игорный клуб – известное в городе увеселительное заведение, которым успешно владеет
американец Рик Блэйн. Здесь он неожиданно встречает Ильзу – свою возлюбленную,
которая внезапно покинула его пару лет назад в Париже, а теперь спасается от
немцев вместе с мужем – одним из видных лидеров антифашистского Сопротивления.
Вспомнив прошлое и былые чувства, Ильза обращается к Рику с просьбой, выполнить
которую ему будет очень непросто.
«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма
В экранном мире фильма Майкла Кертиса
для тех, кто нашел в Касабланке свое место под солнцем, лучшего города в тяжелые
военные годы и придумать нельзя, но для беженцев всех стран и мастей это не
только перевалочный пункт, этакий Вавилон и Ноев ковчег одновременно, но и пространство
томительного ожидания, напряженной неопределенности судьбы и обнуления прежних
социальных статусов: сбежавшие из оккупированных европейских городов банкиры пекут
здесь пирожные, а несчастные дамы спешно распродают стремительно дешевеющие
драгоценности.
«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма
Главный герой картины в
исполнении Хамфри Богарта с виду циник-одиночка: держит прибыльное заведение и
всячески сторонится политики, пребывает на короткой ноге с полицейской
администрацией и держит дистанцию с клиентами. Положение и связи позволяют Рику
вернуться в благополучную Америку первым же рейсом, но он и не думает уезжать. Под
маской расчетливого дельца и ничем не интересующегося конформиста скрывается неравнодушный
человек с героическим прошлым, в котором до сих пор живы и нравственные
принципы, и достоинство, и милосердие, тщательно маскируемые под напускнымтезисом, по ходу развития истории превращающимся
в главный сюжетный вопрос и тематический лейтмотив фильма: «Нет человека, ради
которого я бы подставил шею».
«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма
Тяжелый моральный выбор героя и необходимость
жертвы – основа драматического напряжения картины. Душевные метания между
обидой и прощением, любовью к женщине и помощью единомышленнику одолевают Рика
вскоре после того, как Ильза и Ласло впервые появляются на экране. Чувство или
долг, личное счастье или общественная польза – об этих дилеммах мы часто
говорим в наших текстах, и в фильме Кертиса с таким внутренним конфликтом сталкивается
не только Рик. До поры загадочный, но позднее проясненный поступок Ильзы в
Париже, поведение Ласло в Касабланке и финальный ход капитана Рено – звенья
одной сценарной цепи. Так, Ильза и Ласло независимо друг от друга просят Рика ровно
об одном и том же, жертвуя собой ради любимого человека, а в случае с Рено мы
имеем дело в некотором смысле с двойником Рика, ведущим свою – двойную – игру.
«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма
Важнейшая особенность фильма – его
чрезвычайная актуальность для своего времени (1942). Считается, что пассивное
неучастие Рика в политических делах Касабланки стало кинематографическим олицетворением
изоляционистской позиции США, которая сменилась после событий в Перл-Харборе.
Неслучайно время действия ленты – декабрь 1941 года: именно тогда Япония атаковала
американскую военно-морскую базу, в результате чего Соединенные Штаты вступили
во Вторую мировую войну. Внутренние метаморфозы, пережитые Риком в процессе
фильма и показанные на экране в конце ленты, синхронизировались с общественными
настроениями его реальных соотечественников после объявления войны. Немногие произведения в истории кино смогли так точно попасть
в нерв своего времени и своей страны.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)