Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«Касабланка»: кино о том, как любовь побеждает, уступая общему делу

Вспоминаем американскую классику спустя 80 лет после ее премьеры. Кстати, с 3 марта культовый фильм будут вновь показывать на большом экране.

«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма

Вторая мировая война. В марокканской Касабланке, находящейся под контролем вишистской Франции, есть игорный клуб – известное в городе увеселительное заведение, которым успешно владеет американец Рик Блэйн. Здесь он неожиданно встречает Ильзу – свою возлюбленную, которая внезапно покинула его пару лет назад в Париже, а теперь спасается от немцев вместе с мужем – одним из видных лидеров антифашистского Сопротивления. Вспомнив прошлое и былые чувства, Ильза обращается к Рику с просьбой, выполнить которую ему будет очень непросто.

«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма

В экранном мире фильма Майкла Кертиса для тех, кто нашел в Касабланке свое место под солнцем, лучшего города в тяжелые военные годы и придумать нельзя, но для беженцев всех стран и мастей это не только перевалочный пункт, этакий Вавилон и Ноев ковчег одновременно, но и пространство томительного ожидания, напряженной неопределенности судьбы и обнуления прежних социальных статусов: сбежавшие из оккупированных европейских городов банкиры пекут здесь пирожные, а несчастные дамы спешно распродают стремительно дешевеющие драгоценности.

«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма

Главный герой картины в исполнении Хамфри Богарта с виду циник-одиночка: держит прибыльное заведение и всячески сторонится политики, пребывает на короткой ноге с полицейской администрацией и держит дистанцию с клиентами. Положение и связи позволяют Рику вернуться в благополучную Америку первым же рейсом, но он и не думает уезжать. Под маской расчетливого дельца и ничем не интересующегося конформиста скрывается неравнодушный человек с героическим прошлым, в котором до сих пор живы и нравственные принципы, и достоинство, и милосердие, тщательно маскируемые под напускнымтезисом, по ходу развития истории превращающимся в главный сюжетный вопрос и тематический лейтмотив фильма: «Нет человека, ради которого я бы подставил шею».

«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма

Тяжелый моральный выбор героя и необходимость жертвы – основа драматического напряжения картины. Душевные метания между обидой и прощением, любовью к женщине и помощью единомышленнику одолевают Рика вскоре после того, как Ильза и Ласло впервые появляются на экране. Чувство или долг, личное счастье или общественная польза – об этих дилеммах мы часто говорим в наших текстах, и в фильме Кертиса с таким внутренним конфликтом сталкивается не только Рик. До поры загадочный, но позднее проясненный поступок Ильзы в Париже, поведение Ласло в Касабланке и финальный ход капитана Рено – звенья одной сценарной цепи. Так, Ильза и Ласло независимо друг от друга просят Рика ровно об одном и том же, жертвуя собой ради любимого человека, а в случае с Рено мы имеем дело в некотором смысле с двойником Рика, ведущим свою – двойную – игру.

«Касабланка», реж Майкл Кёртиц Кадр из фильма

Важнейшая особенность фильма – его чрезвычайная актуальность для своего времени (1942). Считается, что пассивное неучастие Рика в политических делах Касабланки стало кинематографическим олицетворением изоляционистской позиции США, которая сменилась после событий в Перл-Харборе. Неслучайно время действия ленты – декабрь 1941 года: именно тогда Япония атаковала американскую военно-морскую базу, в результате чего Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну. Внутренние метаморфозы, пережитые Риком в процессе фильма и показанные на экране в конце ленты, синхронизировались с общественными настроениями его реальных соотечественников после объявления войны. Немногие произведения в истории кино смогли так точно попасть в нерв своего времени и своей страны.

Статьи по теме:

 


Источник: «Касабланка»: кино о том, как любовь побеждает, уступая общему делу
Автор:
Теги: Кино - Обзоры Дело кино любовь администрация актуальность

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства