Ф. — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.
Не секрет, что вплоть до начала ХХ века женщина даже в развитых странах была чем-то средним между комнатным растением и тягловой скотиной. Она не могла голосовать, не могла владеть имуществом (даже своим собственным, родовым), не могла учиться, не могла выбирать себе мужа или жить сама по себе, если ей это было больше по нраву. Женщина была на положении свадебной лошади: морда в бантиках, задница в мыле, и даже хуже — от лошади хотя бы не требуют, чтобы она сама украшала себя бантиками и улыбалась своему хозяину. И только благодаря феминизму женщина приобрела права человека. Неужели нормальный человек (даже если это мужчина) не посовестится заявить, что это плохо?
Чего же добивались и чего добились феминистки?
Дать женщинам право голоса (суфражизм)? — Нормально и разумно. Дать женщинам возможность владеть своим собственным имуществом? Нормально и разумно. Дать равноправие в работе — возможно, за некоторыми исключениями, связанными с физической силой. Равные возможности в образовании? — Тут возражать будет только совсем уж оголтелый мракобес. Равные права в браке? — Наверное, мужчинам очень хочется их не давать, но у некоторых хватает совести это понять и устыдиться. Право на развод? Нормально и разумно. Право распоряжаться собственным телом? Ну, с теми, кто отрицает такое право для женщин, не стоит и разговаривать. Равная оплата труда за ОДИНАКОВУЮ проделанную работу — вроде бы тоже справедливо, но пока не достигнуто.
В Советском Союзе феминизм особенного успеха не поимел. Потому что равные права для женщин декларировались и в законе и в конституциях, и формально говоря воевать было не за что. На деле же это обернулось равенством прав при полном неравенстве обязанностей: советская женщина, конечно, имела полное право валить лес, укладывать шпалы и толкать в гору вагонетки с углем, что и делала, но никто не собирался освобождать ее от единоличного несения домашней и кухонной повинности после работы, не говоря уж об уходе за детьми и их воспитании. Что в условиях полнейшей неустроенности советского народного быта отнимало у женщин весь досуг и все силы.
К тому же огромную роль играла колоссальная диспропорция полов — революции, репрессии, войны и пьянство способствовали тому, что способных к созданию семьи мужчин было в разы меньше, чем женщин. А в такой ситуации, конечно, матери учили дочерей хвататься за любые штаны, потому что «лучше плохой муж, чем совсем никакого», и угождать ему, «а то он уйдет», что порождало и поддерживало пренебрежительное отношение к женщинам даже среди самих женщин. Так что какой уж тут феминизм. Очень многие женщины до сих пор считают, что норма — это когда мужские обязанности поровну, а женские целиком на женщине. Именно это и называлось равноправием по-советски.
Впрочем, у нас-то статья не про то, что такое феминизм и чего он достиг — это вполне толково изложено в статье «
Большой ошибкой является мнение, что феминистка хочет быть главной — в семье, в браке, на работе. Такие женщины встречаются, и нередко, но это не имеет отношения к феминизму, то есть к разговору о РАВНЫХ правах. Да и главной в паре «по факту» можно быть даже при самых зверски-антифеминистских законах в обществе. Это чистая психология, но феминизм тут ни при чем абсолютно. Так можно договориться и до того, что феминисткой была Старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке». А разве она заботилась о правах всех женщин? ее интересовали только ее личные возможности, и не более того.
Есть еще представление о феминистках, как о страшных волосатых женщинах, которые тащат в суд всякого, кто уступит ей место в транспорте или откроет дверь. Но я еще ни разу не встречала никого, кто пострадал бы от этого лично, попал под суд и был приговорен к миллионному штрафу. Всегда это пересказ — читанного в Башорге, на Анекдотах ру или в форуме пикаперов «Как вывести прыщи и покорить всех женщин мира за три минуты». Ну в крайнем случае история преподносится как-то, что случилось со знакомым знакомых, который лично сам видел такого пострадавшего. Так что логично будет заключить, что это — городские легенды, распускаемые неуверенными в себе мужчинами с целью дискредитации феминизма.
Ведь чего на самом деле боится неуверенный в себе мужчина, который подозревает, что ценность-то его на рынке женихов невелика? Он боится свободного выбора женщин — потому что опасается, что его не выберут. Поэтому он хочет выбирать сам, или хотя бы питать иллюзию, что выбирает сам. Надо же как-то поддержать свое болезненное самолюбие. Поэтому стратегия у него простая: сознавая, что есть женщины, которые его никогда не выберут, он спешит быстренько выкрикнуть свой «зелен виноград»: я сам не хочу, они все страшные и волосатые, а я немерено крут и мне нужна тихая восточная гаремная женщина (желательно только, чтоб она еще и работала, как трактор), чтоб восхищалась моей крутизной.
Это явно не феминистки. Они этого делать не станут. Приходится нашему озабоченному Чувством Собственного Величия — в порядке агрессивной самообороны — обвинять феминисток в страхолюдности, дурости, припадочности, склочности и т. д. А чего они там на самом деле добиваются — какая ему разница.
Профессионально несостоятельные мужчины боятся конкуренции в профессиональной сфере, при этом они шумно прокламируют модель «женщина должна сидеть дома, растить детей и создавать МНЕ уют», но как-то забывают добавить, что не в состоянии материально все это обеспечить…
Но самое удивительное в такой ситуации — это наличие огромного количества женщин, которые с адской поспешностью заявляют «я не феминистка, нет, нет!» — хотя вовсю пользуются всеми вышеперечисленными благами и правами.
Чем же это объясняется? Во-первых, все теми же городскими легендами про ужасных, некрасивых и неотесанных страшилищ, которые избивают мужчин зонтиком за любую попытку помочь ей тащить чемодан. А во-вторых, это прочно укоренившееся и воспитанное в них матерями и бабушками мнение, что якобы «ВСЕ мужчины боятся умных и независимых женщин», — они боятся оказаться дураками, и поэтому «умная женщина скрывает свой ум». Поэтому даже если женщина — блестящий сисадмин или программер, она в присутствии так называемого сильного пола должна шумно хлопать наклеенными ресницами и пищать: «Ах, милый, как ты интересно рассказываешь про эти ужасные компьютеры, я никогда бы этого не осилила». Чтобы мужчина, значит, не испугался и не сбежал.
Вот эти самые неуверенные и закомплексованные мужчины и утешаются сказками, что феминистки — это такие страшные тетки, которые просто не нашли себе мужика. Пусть им будет от этого легче и приятнее — не стоит с ними спорить. Мне всегда интересно бывает спросить скорее у таких женщин: а зачем вам, любезные подруги, нужен такой мужчина, который БОИТСЯ, что вы умнее него?
Зачем вам это неуверенное в себе закомплексованное ничтожество? Чтоб оно лежало на диване и почесывало свое самолюбие? И вот перед ним вы «скрываете свой ум» и притворяетесь «прелесть какими глупенькими», чтоб оно не ушло?!
Умный и здраво мыслящий мужчина должен быть только рад, что его жена не идиотка и не пластиковая Барби, а не опасаться, что если она перестанет строить из себя «у-мамы-дурочку», то он окажется в глубокой… ээээ… луже. Потому что он и сам — умный. Как в анекдоте про зверей, когда лев говорит быку: «Так это у тебя жена — корова, а у меня жена — ЛЬВИЦА!».
Зачем же унижать его притворством и успокаивать криками «я не феминистка»? Тем более, что как только равенство будет достигнуто во всем — феминизм тихо исчезнет за ненадобностью.
Комментарии (7)