Железная дорога на Мурманск (Кировская железная дорога, как она официально называлась) была одним из главных путей, по которым ленд-лизовские грузы шли к армии и населению Советского Союза.
Война в Карелии
В Карелии и Заполярье, в отличие от остальных театров Великой Отечественной войны, сплошной фронт был только на отдельных направлениях, по сторонам дорог, по которым можно было снабжать войска. Командование гитлеровского вермахта и его союзника Финляндии сосредоточило здесь четыре группировки. В южной части Карелии действовала Карельская армия финнов. Севернее 3-й армейский корпус финнов наступал на Ухту. Ещё севернее 36-й армейский корпус немцев действовал вдоль железнодорожной ветки Куолаярви—Кандалакша. И на Мурманск у самого Баренцева моря наступал немецкий горнострелковый корпус «Норвегия».
С 29 июня по 10 июля 1941 года различные группировки вражеских войск перешли в наступление. Северным группам не удалось добиться поставленных целей и достичь Кировской железной дороги. Продвижение корпуса «Норвегия» было остановлено ещё на дальних подступах к Мурманску. 36-й корпус немцев сумел приблизиться на 40 км к Кандалакше. Наступление 3-го финского корпуса остановилось близ Ухты.
Наибольших успехов добилась финская Карельская армия. 28 сентября 1941 года ей удалось взять Петрозаводск. Здесь Кировская железная дорога к концу 1941 года была захвачена финнами на большом участке от реки Свирь до Медвежьегорска. Однако на сообщение Мурманска с остальной территорией Советского Союза это уже не имело фатального влияния, поскольку в сентябре 1941 года начала действовать соединительная линия между Сороками (ныне Беломорск) и Обозерской на линии, ведущей к Архангельску.
Наступательные действия немцев и их союзников на северном участке фронта завершились в 1941 году. С 1942 по лето 1944 года здесь велась позиционная война, ограничивавшаяся боями местного значения. Летом и осенью 1944 года оккупанты были изгнаны с советской территории Карелии и Заполярья.
Реальная угроза
Сухопутное сообщение Мурманска с остальным Союзом ССР было бы прервано, если бы противнику удалось взять какой-то пункт на участке Сороки—Мурманск или, конечно, сам Мурманск. В качестве порта Мурманск имел большое значение уже потому, что мог использоваться круглогодично. Архангельск не смог бы стать полноценной заменой ему, так как на целых полгода он замерзает.
В направлении Кандалакши противнику удалось особенно близко подойти к Кировской железной дороге. Долгое время имелась реальная угроза разрыва этой важной транспортной магистрали. Скорее всего, немцы и финны реально оценивали её значение. Но для достижения цели у них не хватило сил.
Тем не менее, интересно представить, как успешно смог бы обороняться Советский Союз, если бы с лета 1941 года был лишён такого важного пути сообщения с западными союзниками, как Мурманский порт и Кировская железная дорога. Для этого необходимо правильно оценить роль союзнических поставок в обороне СССР и роль Мурманска как одного из путей этих поставок.
Микоян: без помощи союзников мы воевали бы лишних год-полтора
Оценки значения поставок из США и Британского Содружества для СССР в ходе Великой Отечественной войны дрейфуют между двумя крайностями. Одна – эти поставки вообще не сыграли существенной роли в обороне СССР. Часто приводится цифра 4%, характеризующая стоимость грузов, поставленных по ленд-лизу в СССР, по отношению к ВВП СССР в 1941-1945 гг. Другая крайность – без союзнической помощи все моторы в Красной Армии остановились бы, а население голодало бы, и СССР неминуемо проиграл бы войну.
Представляется, что можно довериться искренности оценки союзнических поставок, данной маршалом Жуковым в беседе с писателем Константином Симоновым:
«Американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?»
Историк академик Георгий Куманёв высоко оценивал также роль продовольственных поставок в СССР из США и стран Британского Содружества, подчёркивая, что «эта помощь сыграла немалую роль в достижении победы над общим врагом». Он же приводит слова члена ГКО Анастаса Микояна: «Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».
Будем отталкиваться от этой оценки информированного участника событий: поставки под ленд-лизу приблизили победу СССР над нацистской Германией примерно на 12-18 месяцев. Без этой помощи победа пришла бы не ранее весны, лета или осени 1946 года, и то лишь если исключить возможность создания Германией за это время какого-то нового сверхоружия, вроде атомной бомбы.
Роль Мурманского порта: меньше четверти поставок по ленд-лизу
Теперь попробуем рассчитать, какое место в снабжении СССР материалами от западных союзников сыграли арктические конвои, Мурманский порт и Кировская железная дорога. Долгое время он представлялся в нашей литературе имевшим главное значение в этих поставках. Следующим по важности назывался сухопутный маршрут через Иран и Закавказье.
Совершенно в тени оставался путь во Владивосток через Тихий океан. Почему-то не было принято афишировать, что львиная доля грузов по ленд-лизу проходила в СССР из США под самым носом у союзника гитлеровской Германии – милитаристской Японии. И японцы никак не препятствовали этому! Между тем, сам такой факт служит свидетельством большого успеха советской дипломатии, обеспечившей нейтралитет Японии в советско-германской войне.
По валовым показателям грузооборота, пути поставок союзников в СССР распределялись так: через Тихий океан – 47,1%, через Иран – 23,8%, через Мурманск – 22,6%, через Чёрное море (в последний год войны) – 3,9%, воздушный мост через Аляску и Сибирь – 2,6%.
Таким образом, через Мурманск и Кировскую дорогу было поставлено менее четверти общего объёма помощи по ленд-лизу. Если бы СССР был лишён этого маршрута, и другие пути поставок не компенсировали бы этой потери, то срок, сосчитанный Микояном, следует сократить на три четверти. Победа над Германией в этом случае настала бы на 3-4,5 месяца позже, чем в реальности. То есть – где-то в августе-сентябре 1945 года.
Возможно, в этом случае Берлин брали бы американцы или успели бы сбросить на него атомную бомбу.
Ярослав Бутаков
Комментарии (0)