С 1 апреля в России начинается запись в первый класс школы. Выбрать для ребенка лучшее учебное заведение для многих родителей – задача номер один. Мы поговорили с педагогами и психологами и выяснили, на что стоит ориентироваться, какие критерии важны, а какие нет.
Мария Фадеева, педагог «Павловской гимназии»
— Один из наиболее объективных показателей хорошей школы – средний балл внешних проверочных работ. Обнаружить эту информацию можно на сайте учреждения. Чем выше балл, тем эффективнее выстроены все внутренние процессы, а это значит, что ребенок сможет получить все необходимые знания в одном месте. Обязательно надо обратить внимание на стабильность показателей за последние 3-4 года.
При общении с руководством школы или учителями стоит уточнить, как в школе работают с конфликтами. К ученику должны относиться с уважением, не обсуждать всем классом его проблемы, быть в контакте с родителями, предлагать различные варианты разрешения сложившихся ситуаций. Если система мер совпадает с вашей семейной воспитательной системой, значит, ребенку будет комфортно, и в начальной школе он будет учиться с удовольствием.
Инна Конаныхина, руководитель начальной школы Novator, детский психолог и монтессори-педагог
— От того, каким будет первый год обучения в школе, зависит в том числе и дальнейшее отношение ребенка к учебе. Поэтому важно учесть как можно больше составляющих при выборе. Однако первый шаг – это все-таки понять, что подходит конкретно вашему ребенку. Сейчас существуют ранние методы диагностики для выявления склонностей и способностей. Даже если сейчас малыш звезд с неба не хватает, – это тоже нормально. Для многих начальная школа становится своего рода трамплином, который позволяет сделать качественный скачок в средних или старших классах. На втором этапе уже можно посетить само учебное заведение. До пандемии проводились дни открытых дверей, сейчас можно записаться на прием к директору или завучу.
У них стоит узнать, по каким программам обучаются дети, почему они такие, сколько человек планируется набрать в классы, на что школа ориентирована, использует ли какие-то инновационные методы, ведет ли проектную деятельности, участвуют ли дети в конкурсах и олимпиадах.
Еще я бы обратила внимание на то, какие дополнительные услуги оказываются, насколько разнообразен выбор. Это говорит об отношении коллектива к развитию ребенка. Каждый педагог понимает, что учеба – это не только умение читать и писать, это комплекс, в который включено и физическое развитие, и нравственное, и интеллектуальное. Если вам расскажут, какие технические новинки есть в школе, спросите, как часто они используются. Бывает, что новенькие компьютеры есть, но они стоят под замком, и у детей к ним просто нет доступа.
Количество учеников в классах – важный показатель. Естественно, чем меньше, тем проще реализовать индивидуальный подход. Когда учащихся более 30, усваивать новый материал будет сложнее. А если учесть, что первоклашки еще очень подвижные, любят на переменах активно двигаться, то встает вопрос о безопасности. К тому же, в переполненных классах учителя чаще используют авторитарный стиль общения, – по-другому организовать такое количество детей не получится.
При посещении школы обратите внимание, как оформлен вход, что, кроме расписания уроков, там есть. Школы с богатой жизнью вне обязательной учебной программой обычно вывешивают грамоты, выставляют кубки, показывают работы учащихся, приглашают в кружки и секции. Другое дело, если вы видите только доску «Наши отличники» и предупреждения надеть маску и бахилы.
Когда будете общаться с руководством, заметьте, в каком стиле происходит беседа. Директора, они как родители, о любимом ребенке – школе – могут говорить увлеченно и бесконечно. И если захотят вас заинтересовать, то непременно сделают это. Если разговор сразу не сложится, делайте выводы.
Я советую лично пообщаться с учителем. И задать такой вопрос – какие проводятся мероприятия для адаптации первоклашек к школьной жизни. Ответ вам многое прояснит. После этого уже можно собирать отзывы, причем не только от родителей, но и, по возможности, от самих детей. Они все отлично знают и понимают, умеют анализировать и дают прекрасную обратную связь.
Если никто в школе не идет на контакт, это тоже показатель. Отсутствие открытого общения свидетельствует о том, что вы будущем будете отрезаны от любой внутришкольной информации. Дети редко деляются, когда в стенах учебного заведения творятся какие-то ужасные для них вещи вроде прессинга или буллинга. Чаще всего такое происходит в школах, где ограничен доступ к информации в целом.
Николай Ягодкин, основатель центра образовательных технологий Advance, автор «Энциклопедии детской мотивации»
— Бесполезно оценивать школу по отзывам и рейтингу в интернете. У каждого родителя собственное мнение по поводу учебной программы или учителей. Кто-то дает оценку объективно, а кто-то поддается эмоциям и сгоряча оставляет негативные комментарии. Важно помнить, что главный критерий при выборе школы – качество знаний. Посмотрите на учеников старших классов, по возможности пообщайтесь с ними. По набору их ценностей, поведению, общению и знаниям вы составите приблизительную картину того, каким станет ваш ребенок через 11 лет нахождения в этой среде. Ведь окружение, в котором школьник проводит большую часть времени, наложит на него свой отпечаток вне зависимости от вашего воздействия и воспитания.
Многие родители пытаются устроить ребенка в школу, к уровню которой он не готов. Далее как по сценарию: ученик не выдерживает высокой нагрузки, замыкается в себе и отказывается заниматься вовсе. Даже если попытаться перевести ребенка в другую престижную школу, то история с высокой вероятностью повторится. Знания сохраняются только когда школьник учится с интересом и полностью включен в процесс. Неважно, где будет он это делать – в обычной школе или в самой лучшей, разницы не будет никакой. В любом случае всегда необходимо уточнять требования, которые будут в выбранной вами школе. В престижных учебных заведениях часто делают акцент не на умении ребенка быстро читать или считать, а на оценке развитости психических процессов, таких как память и внимание.
Количество учеников – важный критерий. Если в одном классе 40 человек, то учитель физически не сможет уделить внимание вашему ребенку на уроке. Только если он будет постоянно хулиганить или, наоборот, станет любимчиком. Но всегда лучше обращать внимание на самого учителя. Я бы отдал своего ребенка в класс из 30 человек с очень хорошим педагогом, который способен удерживать внимание, доступно преподносить материал и разжигать в детях пламя интереса к учёбе. А вот класс из 15 детей с плохим преподавателем, который просто делает свою работу по методичке, я бы обошел стороной.
Выбирать учителя просто необходимо, потому что это первый опыт обучения для ребенка. Преподаватель будет проводить с младшеклассником практически все учебное время, прививать любовь к познанию и учить самостоятельности. Именно поэтому всегда следует обращать внимание не на отзывы об учителе или школе в интернете, а смотреть на уровень выпускников начальной школы. Также можно опросить учителей средней школы. Например, преподавателей пятых классов. Так как дети теперь изучают новые предметы и занимаются у других учителей, важно узнать об успеваемости: что ребята умеют, как справляются с новыми предметами и так далее.
Konstantin Kokoshkin/Global Look Press/globallookpress.com
Петр Галигабаров, практикующий психолог
— В первую очередь, при выборе школы важно учесть темперамент и вообще личностные характеристики ребенка, а не свои, родительские, желания засунуть чадо в элитную или школу с математическим уклоном и жесткими правилами. По этой же причине властный, требующий любым способом отличного результата преподаватель может сломать ребенка, не проявив должного такта и подхода к его особенностям.
Сразу пытаться попасть в престижное учебное заведение оправдано, если ребенок действительно готов и обладает завышенной самооценкой, какая желательна у первоклашки. Но и родители должны быть готовы к нагрузкам подобных заведений, а они высокие. Придется тратить много энергии и времени. Некоторым детям подойдет более мягкий режим обучения. Стоит внимательно посмотреть на свою, родительскую, мотивацию, свои амбиции. Чаще мама и папа хотят, простите за сленг, выпендриться, совершенно не думая о своем ребенке.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)